Мифы и реалии отечественного и зарубежного образования
Мария Потапова, исполнительный директор образовательного центра «Аристотель» рассказала об образовании за границей и чем оно отличается от обучения в России, а так же о том, что ожидается внутренний рост рынка образовательных услуг и этот показатель никак не связан с валютной ситуацией в стране.
– Почему родители стараются отправить своих детей учиться заграницу? И в какие страны в основном?
– Когда мы говорим об образовании ребенка, нужно учитывать социальный и интеллектуальный статус его родителей. Средний класс в России, пусть и немногочисленный, понимает, что необходимо дать ребенку хорошее школьное образование в сильной школе, а затем поступить в ведущий вуз страны: МГУ, МГИМО, ВШЭ и др. Семьи с достатком выше среднего прогнозируют успешность ребенка во взрослой жизни и стараются выбрать колледж в Европе или университет в США. Те, кому важно именно качество образования, всегда готовы вкладывать в него как в среднесрочные инвестиции. Это основная причина, по которой родители стараются отправить своих детей заграницу. Обычно это топ-менеджмент крупных компаний, медийные личности или те, кто открыл бизнес средней или крупной руки. И речь уже идет о таких вузах с именем, как Оксфорд или Гарвард.
Для таких ВУЗов нужно иметь хорошее портфолио, не только обладать глубокими теоретическими знаниями, но и отличными навыками, а также заниматься спортом, иметь самостоятельные увлечения и успехи в них и многое другое, что в целом является показателем комплексного развития личности.
Особенно в условиях нестабильности многие пришли к пониманию, что образование дает не только теорию. Информацию саму по себе сейчас можно загуглить. Образование дает навыки, те самые soft skills, которые будут присущи человеку всегда, что бы ни случилось с семейным бюджетом, компанией или страной проживания.
Поясню, в чем отличия знания от навыка. Все мы знаем, что надо бегать по утрам. Есть такое знание? Да! А есть ли привычка бегать по утрам? Вот когда мы привыкли бегать по утрам, знаем, зачем нам это нужно и встаем каждое утро, это знание превращается в навык. Мировые образовательные стандарты шагнули вперед и делают акцент на работе именно с навыками и долгосрочной памятью, а не со знанием как таковым.
Проблема российской действительности в том, что знание часто остается в краткосрочной памяти учеников, а затем быстро проверяется и оценивается как «пройдено». Без лишней скромности скажу, что наш центр первым в России ввел повышенные стандарты обучения школьников и собственные методики, основанные именно на развитии способностей, на формировании навыков и на закреплении в долгосрочной памяти логически-выстроенной системы теоретических знаний.
Что касается направлений обучения после школы, родители отправляют своих детей за границу в том числе для социализации и установления связей. Приоритетные направления для обучения – Швейцария, Великобритания и США, а также Германия, Испания, Франция, Канада.
– Каким образом курс доллара сказывается на образовании?
– Не секрет, что валютная нестабильность делает образование за границей очень дорогим. И не только образование: немалые средства тратятся на проживание, питание и досуг. Общие затраты на учебный год на одного ребенка в среднем начинаются от 30000$. В этом году многие возвращают своих детей домой, а те, кто планировал отправить детей на учебу после 9-го класса, откладывают свои планы до 11-го класса или ищут альтернативы дешевле. Общая позиция – это ожидание. Все ждут, что будет дальше.
– Способен ли слабый рубль улучшить систему образования в стране и прекратить утечку мозгов?
– Тут совсем другая зависимость. Интерес к действительно качественному образованию в России растет, и темп роста будет только увеличиваться. Это происходит отчасти благодаря ориентации на западные модели образования, отчасти благодаря повышению уровня образованности в стране. Однако надо помнить, что количественные и качественные показатели различны. Пока одни родители подбирают качественную образовательную программу для ребенка, сравнивая стандарты обучения с зарубежными, большая часть населения России только задумывается о репетиторах на кухне. Поэтому слабый рубль, вряд ли, поможет в этом случае.
Тем не менее, ожидается рост рынка образовательных услуг, а также наблюдается новая тенденция сотрудничества образовательных учреждений между собой. Стоит отметить, что образование – это не бизнес в классическом понимании. Руководство образовательных учреждений ставят своей целью не заработок, а социальную составляющую – образование.
– Есть ли преимущества в обучения детей в России?
– Да. Многие родители отмечают, что, исходя из здравого смысла, школьников до 11-го класса все-таки лучше обучать в России, так как здесь они под контролем. К сожалению – и это действительность – Великобритания, Европа и США открывают для подростков не только прелести качественного образования, но и многое другое, что остается «за кадром». Дома, в России, родители видят круг общения ребенка, его занятия и досуг. Однако это выбор и степень уверенности и доверия к ребенку каждых родителей индивидуально. И многое зависит от сложившихся в семье взаимоотношений.
– В России много учебных заведений, способных конкурировать с западными учебными заведениями?
– У нас есть около десятка сильных государственных и частных школ. Однако пока не сформирована система внешкольного образования. В связи с возможностью студентов и педагогов нелегально подрабатывать, широко распространено репетиторство, что усложняет повышение качества образования, а оставляет его на уровне «из уст в уста» с высокой долей искажения информации и отсутствием каких-либо стандартов или методик эффективного обучения. К сожалению, часто это заменяется натаскиванием на конкретные типы заданий и заучиванием правильных ответов, что образованием в классическом понимании не является и отчего большинство западных заведений уже отказалось.
Многие родители, которые озабочены сейчас оценками и баллами ЕГЭ, упускают развитие психологических процессов: познавательных ( внимание, память, воображение, речь, восприятие, мышление) и эмоционально-волевых ( принятие решений, постановка и достижение целей).
– Может быть, есть какие-то мифы или заблуждения, которые вам по опыту знакомы? Чего боятся родители, отдавая ребенка в центры с дополнительным образованием?
– Да, конечно, есть. У каждого ребенка свои задатки и способности. Некоторые родители хотели бы навязать свои планы и мечты ребенку. С этим достаточно сложно справится. Требуются годы, чтобы убедить таких родителей прислушаться к ребенку и еще столько же, чтобы школьник смог осознать собственные стремления и не бояться выразить их.
Еще один миф связан с навязыванием с детства штампа «гуманитарий» или «математик». Можно и нужно развить ребенка комплексно. Конечно, объяснять русский язык детям, склонным к точным наукам, необходимо иначе, чем детям с врожденной грамотностью. Но не более того. Те и другие могут быть одинаково успешны в освоении и точных, и гуманитарных наук.
Есть еще одно заблуждение: многие считают, что результата можно добиться за короткий срок. Например, поступить в сильную школу, занявшись подготовкой только с 5 лет, сдать ЕГЭ на высокий балл, начав готовиться только за год, или поступить в престижный ВУЗ, определившись с выбором лишь в 11 классе. Обучение – это непрерывный процесс. Желательно чтобы он начался в возрасте 3-4 лет и никогда не останавливался. Хотя в каждом возрасте есть свои сензитивные периоды.
Особо хочу отметить, что один из самых важных периодов развития – это возраст от 4 до 7-10 лет, когда формируется 70–90% интеллекта ребенка. Именно в этот период формируется фундамент для дальнейшего обучения. Важно не только поступить в хорошую школу или престижный ВУЗ за границей, а очень важно заложить прочный и качественный фундамент на всю дальнейшую жизнь.