Конструктивная критика и эффективное реагирование на нее как факторы личностного роста
ИСЕНКО С.П. доктор культурологии, профессор кафедры педогогики МИОО, г. Москва
Критика и самокритика – это процессы познания и раскрытия в той или иной форме противоречий, ошибок и недостатков, возникающих по объективным или субъективным причинам в ходе общественной практики с целью их преодоления. В Литературной энциклопедии слово «критика» определяется как суждение и утверждается, что не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Судить – это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем-нибудь, анализировать какой-либо объект, пытаться понять его смысл, приводить его в связь с другими явлениями и т.д., словом, совершать некоторое обследование предмета. С другой стороны, судить означает делать окончательный квалифицирующий вывод об объекте, т.е. либо осудить его, отвергнуть, либо оправдать, признать положительным, причем конечно этот суд может быть аналитическим, т.е. одни элементы судимого объекта могут быть признаны положительными, а другие — отрицательными. Всякая критика действительно включает в себя, если она хочет быть основательной, своего рода следствие, т.е. подробное рассмотрение предмета, а также и приговор о нем.
Критической оценке поддается практически все. Так, научная критика оценивает результаты научных исследований и заявлений ученых, исходя из того, что научные исследования требуют объективности, доказательств и исключают непоследовательность. Художественная критика охватывает все виды искусства, причем наряду с объективными критериями оценки результатов художественного творчества в ней большую роль играют и субъективные критерии. Критика общества нацелена на оценку политических и общественных отношений, на выявление существующих противоречий и предложение путей улучшения ситуации.
Критика и самокритика в сфере общения людей направлена на познание и раскрытие в той или иной форме противоречий, ошибок и недостатков собственного поведения (самокритика) или поведения других людей (критика), возникающих по объективным или субъективным причинам в ходе общественной практики с целью их преодоления. Объективной основой критики и самокритики служат противоречия процесса исторического развития, различия в общественных интересах представителей различных социокультурных групп, борьба между новым и старым, прогрессивным и консервативным, происходящая во всех сферах общественной жизни, в сознании и взаимоотношениях людей.
Критика и самокритика является видом обратной связи, которая может стать стимулом для личностного роста, повышения эффективности, разнообразия и гибкости деятельности критикуемого. Критика и самокритика это инструмент, овладев которым каждый человек может стать более продуктивным в решении собственных задач, реализации намеченных планов, качественного ощущения своей жизни.
Каждому человеку свойственно ждать от других людей оценки своего поведения или работы. Например, успехи детей
в школе и взрослых на работе в большой степени зависят от критических замечаний и стимулирования со стороны окружающих. Вместе с тем, внешняя оценка может противоречить ролевым ожиданиям, поэтому критические замечания могут задеть чувство собственного достоинства критикуемого, понизить его самооценку. Это объясняется тем, что каждый нормальный человек хочет быть как можно более ценной личностью в глазах ближних и делает все ради сохранения, защиты и повышения чувства собственного достоинства. Согласно верному замечанию Веры Ф. Биркенбиль «Чувство собственного достоинства – это центральная единица измерения нашего бытия, с которой мы в конечном счете соотносим все, что происходит в нашей жизни» [Биркенбиль Вера Ф., с. 21]. Достоинство личности – это выражение представлений о человеке как нравственной личности, требующее уважительного и доброжелательного отношения к нему, признания его свободы в самоопределении и равенства в правах. «Пока никто не задевает этого чувства, мы не осознаем его важности для нас. Вот когда кто-то даст почувствовать, что не уважает нас, когда мы замечаем, что нас не приемлют, тогда-то мы и начинаем задумываться над тем, как воздействуем мы на других людей» [Биркенбиль Вера Ф., с. 44].
Более того, когда начинают критиковать поведение или поступки человека либо все отвергать, критикуемый часто теряется, впадает в сомнения. Даже если человек чувствует, что подвергся несправедливым нападкам, а сам критикующий не является для него авторитетом, критика все равно какое-то время остается значимой для сознания человека, вызывает сомнения в себе и отрицательно влияет на психику. Если критикует авторитетный человек, чье мнение очень важно для критикуемого, чувство уверенности в себе последнего может пострадать особенно сильно. Нередко человеку требуется не один день, чтобы после такой психологической травмы прийти в себя, преодолеть отрицательное психологическое напряжение, которое сказывается не только на форме общения, но и результативности его деятельности.
Естественно, каждый человек стремится избегать стимулов и оценок, создающих внутренний дискомфорт. Именно это и побуждает нас к самооценке и самосовершенствованию. Любая самооценка выражает уровень притязаний человека, то есть отражает степень трудности цели, которую он ставит перед собой. Завышенная самооценка часто становится источником межличностных конфликтов. Вместе с тем, и заниженная самооценка, связанная с чувством неверия в свои силы и способности, является причиной излишней стеснительности и недостаточной общительности. В преддверии серьезной критики следует помнить о том, что большинство людей реагируют на критику более остро, чем на похвалу, что внешняя критическая оценка формирует определенное общественное мнение о человеке, оказывает влияние на отношения окружающих к данной личности, создает благоприятную или неблагоприятную социально-психологическую обстановку вокруг этого человека.
Наряду с реакциями окружающих на наше представление о себе важнейшим фактором развития личности считается самокритика, которая является основанием способности к справедливой критике. Только тот, кто в состоянии точно оценить свои чувства и убеждения, сможет справедливо критиковать других. Самокритика – это постоянный процесс самооценки. Самокритичный человек в состоянии понять и принять критику других людей и оценить ее правомерность.
Для достижения наибольшей эффективности критики критикующему следует учитывать, что любое общение осуществляется на уровне содержания и уровне отношения, причем, второй уровень во многом определяет первый. В связи с этим особую значимость приобретает разделение критики и самокритики на вербальную и невербальную составляющие, первая из которых передает словесную информацию, а вторая – эмоциональное отношение к критикуемому. Следовательно, невербальные личностные сигналы, то есть взгляды, мимика, жестикуляция, выразительные позы и телодвижения, интонационные особенности речи и др., в процессе критического высказывания могут или усилить, или ослабить, нейтрализовать его негативное воздействие.
Выделяют два вида критики: деловую и морализующую. Деловая критика – направлена на выявление ошибок в действиях, определение их причин и конкретных путей выхода из создавшегося щепетильного положения. Морализующая критика – это обвинительная речь, направленная против провинившегося. Идеальной может считаться справедливая критика, не ущемляющая чувства собственного достоинства критикуемого, стимулирующая его к самосовершенствованию.
По содержанию критика (и самокритика) в соответствии со степенью ее объективности, правдивости, аргументированности может быть полностью справедливой, отчасти несправедливой и полностью несправедливой.
Эффективность критики во многом зависит от наличия и степени доверия и уважения критикуемого к критику, поэтому критиковать человека можно лишь хорошо знакомого, и только тогда, когда известны его убеждения и мотивы.
Критика может считаться созидательной, деловой, конструктивной, если она справедлива, если содержит точное описание критикуемых действий и поступков, их воздействие на других людей, если она не ущемляет чувство собственного достоинства критикуемого, указывает пути преодоления обнаруженных недостатков, стимулирует его положительную самооценку и желание добиться еще лучших результатов, если она применяется в особых случаях, то есть не является повседневной и привычной, В противном случае критика считается деструктивной и может восприниматься как демонстрация критикующим своего превосходства, возможно, своей власти над тем, на кого его критика направлена.
По форме критика может быть щадящей или наказывающей. Щадящую критику применяют тогда, когда ошибочные действия не носят систематического характера и не вызваны халатностью или недобросовестностью критикуемого. При систематических ошибках и нарушениях применяется наказывающая критика, при которой уровень самоуважения и уважения личности падает. Для того, чтобы не подвергаться наказывающей критике, необходимо научиться вовремя и адекватно реагировать на нее.
Следует упомянуть также о том, что нередко встречаются люди с болезненным стремлением критиковать все и всех. Как правило, это является проявлением их внутренней неудовлетворенности. Особенно часто такие люди критикуют людей более успешных и образованных чем они сами, что может свидетельствовать либо о завистливости, либо о завышенной самооценке критиканов.
Основанием способности к критике является способность к самокритике. Только тот, кто в состоянии точно оценить свои чувства, убеждения, поведение и поступки сможет справедливо критиковать других. Самокритика – это постоянный процесс самооценки. Самокритичный человек в состоянии понять и принять критику других людей и оценить ее правомерность.
Правильно воспринять критику обычно мешает задетое чувство собственного достоинства критикуемого, которое, согласно классику, представляет собой дробь, в числителе которой – мнение окружающих о человеке, а в знаменателе – его самооценка.
Условиями сохранения чувства собственного достоинства и психического комфорта являются проявление уважительного отношения к критикуемому, посредством обусловленных этикетом форм обращения к нему, побуждение его к самостоятельным размышлениям, инициативе и согласие с совестью. Под совестью понимается способность человека нести моральные обязательства, контролировать и оценивать свое поведение. Руководствуясь собственной совестью, человек берет на себя ответственность за собственные представления о добре и зле, справедливости и долге. Совесть – высшее выражение нравственного самосознания личности. Для духовно развитой личности совесть – средоточие духовных ценностей и убеждений, моральная стойкость, желание и умение противостоять искушениям, сопротивляться соблазну самооправдания при нарушении моральных требований, чувство стыда; требование сострадания, милосердия к людям, умение ставить себя на место других; скромность и честность; желание творить добро и противостоять злу. «Нечистая совесть» означает психический дискомфорт, поэтому совесть является условием духовного самосовершенствования личности и формирования высокой самооценки и чувства собственного достоинства.
Для справедливой оценки деятельности, поступка или поведения человека следует руководствоваться весомыми критериями, например, такими, как соответствие нравственному долгу, согласно которому каждый человек должен следовать по пути добра, совершать поступки на благо других людей и противостоять злу. Нравственный долг ориентирует человека на интересы группы, которые не всегда совпадают с его личными интересами и не всегда соответствуют моральным нормам, поэтому, в таком случае, человек должен следовать велениям совести. Важными критериями критической оценки поведения, поступка являются также их результативность, инициатива и самостоятельность критикуемого, мера реализации его творческого потенциала, мотивы, отношение к людям и самому себе и др.
Чтобы не спровоцировать критикуемого на нахождение предмета критики не в себе, а в критикующем (в его неосведомленности, предвзятом отношении, плохом настроении и т.п.) необходимо соблюдать определенные условия. Необходимо четко представить цель и последствия критики, возможные коммуникативные барьеры, прежде всего психологические (нервное напряжение, безразличие, депрессия, замкнутость, стыдливость, повышенная впечатлительность, предубежденность и т.п.) и культурные, когда партнеры принадлежат либо к разным культурам либо к разным типам, уровням и традициям одной культуры и, хотя общаются на одном естественном языке, но договориться порой не могут, что объясняется различиями категориальных систем их мышления, когда смысл, вложенный в сказанное одним человеком, вызывает из-за различия в культуре и системе ценностей неадекватные ассоциации у другого.
Американские психологи Рудольф и Кетлин Вердерберы относительно способов повышения эффективности критики, например, советуют: «Спрашивайте разрешения, прежде чем критиковать. Очевидно, что лучше давать такой тип обратной связи, когда человек специально просит об этом. Однако иногда нужно покритиковать человека, даже когда он не просит об этом. Человек, который согласился выслушать конструктивную критику, будет более восприимчив к ней, чем тот, к кому проявили неуважение, не поинтересовавшись его желанием» [Вердербер Р., Вердербер К., с. 116]. Представляется, что спрашивать разрешения покритиковать обычно уместно при общении равных по статусу коллег, в условиях дружеского или интимного общения, а в ходе делового или педагогического общения соответственно руководители или педагоги обычно этого не делают.
Авторы популярных работ по психологии общения А. Пиз и А. Гарнер рекомендуют: «В том случае, когда кто-то делает то, что вам не нравится, вы можете стимулировать его на изменение поведения, похвалив тот тип поведения и те поступки, которые вы предпочитаете. Не нравящееся вам поведение лучше игнорировать» и приводят, в частности, такой пример: «Вместо того, чтобы сказать: противопоставления ученика классу: «Эй, парень, твои одноклассники тебя здорово перегнали!» – скажите лучше: «Питер, мне очень нравится, что ты так упорно трудишься, стараясь догнать одноклассников» [Пиз А., Гарнер А., с. 109].
Американский специалист по проблемам общения Д. Карнеги советует:
«начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника»;
«сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника».
Прежде, чем критиковать, необходимо:
внимательно и уважительно выслушать объяснения (так как 40% критики идет не поадресу), не поддаваясь искушению выработать и высказать по ходу слушания контраргументы, и только потом изложить свое понимание ситуации;
подумать, насколько вы сами соответствуете тем требованиям, которые предъявляете другим, чтобы не ожидать, когда вам об этом напомнят.
Для повышения эффективности критики лучше ограничиться одним предметом обсуждения и, конечно, соблюдать меру. А. Шопенгауэр справедливо утверждает: «Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости».
Чтобы сформировать информационную основу обратной связи, увеличить возможность восприятия критики, уменьшить вероятность оборонительной реакции критикуемого, способствовать позитивному изменению его поведения, необходимо также соблюдать следующие правила:
учитывать социальный статус и роль участников общения; правильно выбрать время и место общения;
критиковать желательно без свидетелей, чтобы критикуемый мог «сохранить лицо» и только при повторных отрицательных действиях и поступках следует прибегнуть к публичному осуждению, как наиболее сильному средству воспитательного воздействия на личность;
критиковать не личность собеседника, а его действия и то лишь те, которые можно изменить;
использовать точные и подробные описания критикуемых действий, поступков и их последствий,
вместо оценки поступка описывать посредством «Я-сообщений» или «Я-посланий» собственные эмоциональные состояния, возникшие в результате него. В связи с тем, что критикующий принципиально не может быть неправым, описывая собственные ощущения и чувства, его заявления будут представлены, как его проблемы, и потому их труднее отвергнуть. Таким способом можно скорее достигнуть цели критики, сохранить при этом добрые отношения с критикуемым, потому что в таком случае провинившийся понимает, что не отвергается говорящим как личность, а критике подвергаются лишь его поступки. «Я-сообщения» не снижают возможности для последующих коммуникаций каждого из партнеров по общению друг с другом, другими или собой в качестве свободной личности, поэтому вместо такого рода речевых оборотов, как: «Когда вы кричите…», «Когда вы опаздываете…», «Когда вы лжете…», лучше использовать такие «Я-сообщения», как: «Когда при мне повышают голос…», «Когда мои учащиеся опаздывают…», «Когда мне говорят неправду…». (Авторы книги «Гроссмейстер общения» С. Дерябо и В. Ясвин справедливо утверждают: «Безусловно, говорить с помощью «Ты-суждений» значительно легче, чем подыскивать «Я-послания», и, кажется, такие фразы более действенны. А что?.. «Ты болван!» – и все ясно. Но это иллюзия. «Ты-суждения» редко достигают цели, и даже когда дают, на первый взгляд, положительный эффект, все равно являются миной замедленного действия, которая рано или поздно, но когда-нибудь взорвется. Зато некоторые усилия по перестраиванию себя на «Я-послания» окупаются сторицей» [Дерябо С., Ясвин В., с. 39]);
говорить кратко и взвешенно, сохранять вежливость, терпение и ровный тон, в целях избежания грубости, бестактности, агрессивности речи выражать упрек в форме сожаления, несогласие – в форме сомнения и т.п.;
не унижать человека, сравнивая его поведение с поведением других, помня о том, что критикуемый, как любой человек, имеет право отстаивать свою самобытность;
пересказывая мысль собеседника своими словами, не утрировать ее и не приписывать ему того, чего он не говорил, давая тем самым ему повод обвинить вас во лжи;
отказаться от категоричных высказываний (не случайно категоричность считается признаком ограниченности), «навешивания ярлыков» и сарказма;
следить за тем, чтобы ни взглядом, ни мимикой, ни интонацией, ни какими либо другими невербальными средствами не внести дополнительного конфликтогенного смысла;
сосредоточить внимание не на прошлом, а на настоящем и будущем, ибо постоянное напоминание о прошлых ошибках и промахах ведет к раздражению и негативизму;
лучше не обвинять, а вместе искать решение, задавая вопросы: «Каково ваше мнение об этом?», «Вы полагаете, что это даст хороший результат?» (такая тактика критики щадит самолюбие человека, пробуждает в нем ощущение своей значительности, порождает стремление сотрудничать, а не протестовать);
если ждете активных действий в ответ на критику, докажите, что проблема разрешима;
учитывать, что отрицательная оценка, если она часто повторяется, особенно если она несправедлива, сделать людей лучше не поможет (поэтому И. Гете рекомендовал не подчеркивать недостатки людей, а общаться с ними лучше, чем они того заслуживают. Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М. Горький разделяли это мнение. А.С. Макаренко утверждал, что если мы не видим в человеке ничего положительного, то мы должны сами проектировать положительное и в соответствии с этим проектом вести человека, воспитывать его);
помнить, что ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции, поэтому лучше не акцентировать внимание на допущенных промахах, а ободрить собеседника и переходить сразу к поиску выхода из создавшегося положения.
К щадящим формам критики относится критика-комплимент, когда по форме делается комплимент, а по содержанию – критика: «Девочки! Вы просто подкупаете меня своим постоянством! В который раз приходите в школу с опозданием и без сменной обуви!»
Хотя критика является конфликтогенным жанром общения, если она справедлива, доброжелательна, конструктивна, то доверие между людьми можно сохранить. В связи с этим желательно помнить о том, что самый простой способ изменить людей к лучшему – вести себя с ними так, как будто они уже являются такими, какими вы хотите их видеть.
Выявлять отрицательное отношение к своим действиям и поступкам, не дожидаясь, пока вам об этом скажут, конечно же, гораздо предпочтительнее. Вместе с тем, чтобы извлечь из критики пользу, то есть применить полученную информацию в деле, исключив условия повторения ошибок, критикующему необходимо заставить себя, прежде всего услышать и осмыслить критические замечания, оценить насколько они справедливы и попытаться извлечь из них рациональное зерно.
Для эффективного реагирования на критику рекомендуется осознать, что:
если вас критикуют, значит верят в ваши возможности, а не махнули на вас рукой (или опасаются откровенного разговора), что может в дальнейшем привести к более серьезным проблемам;
критика полезна, так как она дает повод для размышлений, рождает новые идеи, может стать ориентиром для самосовершенствования, помогает увидеть себя со стороны и, как минимум, выявить истинное отношение к вам критикующего;
причиной критики могут быть какие-то другие ваши действия и поступки, не имеющие отношения к предмету обсуждения;
самая ценная критика – та, которая выявляет недостатки в безупречном, на первый взгляд, деле;
скрытая критика может быть и в некоторых комплиментах, и в задаваемых вопросах типа: «А почему вы поступили так, а не иначе?»
мелкие уколы и излишне эмоциональные высказывания не стоит слишком уж серьезно воспринимать;
если в критике не обнаружите конкретных предложений, сделайте выводы сами;
если критикуют других – извлекайте уроки для себя.
При восприятии критики следует:
умерить свои внутренние диалоги, не противодействовать, не обороняться и не нападать на позицию своих оппонентов, предоставить им возможность «выпустить пар» и признать право собеседника иметь собственное мнение;
поощрять критикующего внимательным любезным взглядом, ненапряженной и открытой (с нескрещенными руками и ногами) позой, открытыми ладонями, а также легким наклоном корпуса в сторону собеседника, слегка склоненной набок головой, ступнями ног, направленными на собеседника, демонстрируя активную заинтересованность в его советах и предложениях по разрешению обсуждаемой проблемы, что вызывает симпатию и ослабляет психологическую напряженность участников общения;
внимательно выслушать критические замечания, затем спокойным, доброжелательным и заинтересованным тоном повторить ключевые слова собеседника, задать при необходимости умеренное количество простых вопросов и, тем самым, подтвердить свое внимательное отношение к критике и дать понять критикующему, что вы его правильно поняли.
Со справедливыми претензиями лучше сразу согласиться: «Да»: «Да, вы правы» или «Да, это правда, я сожалею об этом». Многие нередко говорят при этом: «Извините меня». Специалисты по общению не советуют часто извиняться, если в этом нет особой необходимости, потому что извиняющийся человек не выглядит уверенным в себе.
Возможно уместным будет спросить (конечно, без тени сарказма), нет ли у собеседника других замечаний, предложить ему представить себя на вашем месте и попросить рассказать о том, как бы он поступил.
Если вы не полностью согласны с критикой и не собираетесь поступить в точности так, как хочет ваш собеседник, лучше все равно признать проблему, согласиться со справедливыми обвинениями и предложить совместно поискать альтернативные пути решения проблемы и, наконец, сказать, что именно вы собираетесь сделать по-другому.
Если вы сильно переживаете обиду, ненависть, вину перед другими людьми, то избавить вас от них поможет искренняя просьба о прощении за обиду и неприятности, которые вы причинили им и тем самым дали им повод критиковать вас. Помните, что мотивы и форма критики менее важны, чем выявленные и проанализированные в ее ходе недостатки и предложенные пути их преодоления. Поистине конструктивная деловая критика не должна испортить отношения между людьми и призвана играть роль стимулятора, пробуждающего к дальнейшей, еще более сложной, интересной и результативной созидательной деятельности, удовлетворения собеседника и сохранения нормальных взаимоотношений с ним.
Литература:
Биркенбиль Вера Ф. Коммуникционный тренинг: Наука общения для всех. /Пер с нем. Н. Чупеева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.- 352 с.
Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: Учебное пособие. – Мн.: Университетское, 2002.
Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.: Смысл, Эрудит-К, 2002.
Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. – М.: И-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие для руководителей образовательных учреждений, учителей и практических психологов. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 192 с.
Интернет-источники:
Кодекс конструктивной критики
http:/ www.exist.h1.ru/pr_psy/kkk.htm