Последние анонсы журналов

Художественный стиль Барокко. "Караваджизм"

Королева Людмила Александровна,
педагог дополнительного образования изостудии «Рисуаль»

МБОУ ДО ДДиЮ № 2 города Красноярска

«Художественный стиль Барокко. «Караваджизм»
Методическая разработка занятия по изодеятельности для обучающихся 7-13 лет

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Караваджо.

Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои его картин изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Методическая разработка «Художественный стиль Барокко. «Караваджизм» нацелена на знакомство обучающихся 7-13 лет с основными чертами барочной живописи.

Задачи:

- изучить основные черты барочной живописи; 

- научиться отличать данный стиль от других;

- нарисовать контрастный натюрморт гуашью;

- сформировать мотивацию к знаниям.

План проведения

  1. Самостоятельная работа обучающихся с литературой по теме «Барокко».
  2. Беседа-диалог «Художественный стиль Барокко. «Караваджизм»
  3. Предварительное задание «Выбор композиции»
  4. Практическое задание «Набросок натюрморта»
  5. Творческое задание «Натюрморт в цвете»
  6. Рефлексия 

Материалы и оборудование: лист бумаги формата А 3, А 4, вода, палитра, краски гуашевые, большие кисти (белка или пони, тоненькая кисть (синтетика), карандаш, резинка.

Ход занятия

Самостоятельная работа обучающихся с литературой по теме «Барокко»

Обучающимся предлагается разбиться на команды и самостоятельно изучить информацию о живописных работах по книгам с дальнейшей их передачей следующей команде для ознакомления. После просмотра всех книг педагог предлагает побеседовать по изученному материалу.

рисунок

Беседа-диалог «Художественный стиль Барокко. «Караваджизм»

- что называют «караваджизмом»? (Караваджизм (caravagisme) — стиль в живописи конца XVI начала XVII веков, сочетающий силу реализма и драматизм барокко. Он легко узнаваем благодаря выразительным цветовым контрастам, мастерскому тенебризму и смелому использованию красно-чёрных доминант.)

- что характерно для «капаваджизма»? (характерен интерес к точной передаче особенностей натуры, подчёркнутый реализм в изображении предметовю, где важная роль уделяется объёму, а именно свету и тени в картине — контрастному освещению фигур, выдвинутых на передний план)

-в чем особенность барочной живописи? (своеобразность сюжетов, динамичность, броская яркость красок, изображение движения, порыва: костюмы людей развевались или уносились ветром, а также аллегорический смысл, скрытый символом, который понимали образованные зрители)

Предварительное задание. «Выбор композиции»

Обучающимся педагог предлагает лист формата А4 разделить на четыре части и простым карандашом схематически выстроить четыре композиции;

- расположить предметы ближе к центру листа;

- отметить, что: мелкие предметы ближе к краю листа, очень крупные предметы –и не помещаются в лист; а предметы, находящиеся выше уровня глаз, нарушают композицию.

 

рисунок

Практическое задание «Набросок натюрморта»

Обучающимся предлагается нарисовать легкими линиями общие контуры будущего натюрморта, важно обращать внимание, чтобы: предметы не упирались в края рисунка, лист должен быть заполнен равномерно, а сверху должно оставаться больше свободного места для создания ощущения, что предметы стоят на плоскости.

Алгоритм выполнения наброска:

- подготовить материалы: лист бумаги формата А3, вода, палитра, фломастеры или краски гуашевые, большие кисти (белка или пони, тоненькая кисть (синтетика), карандаш, резинка.

- нарисовать простым карандашом нижнюю и верхнюю часть стола, показать ширину столешницы;

- найти для построения вазы нижнюю и верхнюю ее границы, провести между ними вертикальную линию, обозначая ось симметрии;

- отметить сверху границу горлышка вазы;

- нарисовать в основе вазы круг, проверяя правую и левую сторону – они должны быть одинаковые;

-  обозначить горлышко вазы, проверяя равность сторон;

- нарисовать яблоко и грушу;

- убрать ластиком лишние линии.

Творческое задание «Натюрморт в цвете»

Обучающимся предлагается нарисовать натюрморт в следующей последовательности:

- закрасить фон смесью коричневого и черного цвета;

- прорисовать фон внизу под столом;

- смешать белый цвет с охрой для освещенной части стола столешницы и последовательно добавить коричневую гуашь для обозначения дальнего края стола;

- добавить в замес красноватый цвет закрашивая ширину столешницы;

- обозначить низ вазы черным цветом, добавляя кирпичный оттенок, прорисовывая выпуклую часть вазы с плавным переходом к свету и добавлением кирпичного цвета при закрашивании верхней части вазы;

- добавить к смеси белый и обозначить блик на выпуклой части вазы и горлышке;

- заполнить красным цветом яблоко, закрасить его теневую часть смесью красного с черным;

- смешать коричневый, зеленый и охристый для груши, добавляя в смесь черный и показывая ее теневую сторону;

- смешать желтый цвет с белым, показывая свет на яблоке и груше;

- смягчить влажной кистью переходы;

- смешать черный цвет с синим и прорисовать падающую тень от предметов:

- нарисовать светлым цветом веточку на груше и яблоке;

-добавить красноватым оттенком рефлекс от яблока на грушу и вазу, а зеленоватым -  на яблоко от груши.

рисунок

Рефлексия

Обучающимся предлагается рассмотреть рисунки выполненные в стиле Барокко, найти общее между работами и различия в композициях и цветовых решениях.

рисунок

 

рисунок

рисунок

Список литературы

  1. Н. Платонова, Искусство. Энциклопедия. Москва. 2004.
  2. Современная школьная энциклопедия. Искусство. Москва. 2008.
  3. В.Э. Марковна. Изобразительное искусство». Москва. 1992.
  4. Селютин Игорь. Как нарисовать натюрморт. Москва. 2005.
  5. Рой Болтон. Живопись. Москва. 2007.
  6. Е.Д. Федотова. Барокко. Москва. 2007.

Используемые Интернет-ресурсы

  1. https://artrecept.com/zhivopis/stili/barokko
  2. https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/karavadzhizm-borba-sveta-i-tmy
  3. https://www.youtube.com/watch?v=zlQrtVD8B-A
Добавить комментарий
Уважаемые посетители! Комментарии модерируются, активные ссылки на сайты не публикуются. Пожалуйста, не тратьте понапрасну свое и наше время на попытку размещения ссылок.

Защитный код
Обновить