Приложение к журналу «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ», №3 2019 год
Предисловие
Все мы родом из детства! За этой банальной и давно уже истертой фразой стоит большой человеческий опыт. Только в сказках бывает, что герой растет не по дням, а по часам, тем самым проскакивая последова- тельные периоды своего развития. В жизни же все гораздо проще — вот человек родился и он уже грудничок, затем ползунок, дошкольник, млад- ший школьник, подросток, юноша (девушка)...
Старшее поколение, родившееся во второй половине ХХ столетия в совершенно другой обстановке (жестко идеологически заквашенной), в совершенно другой стране под названием Советский Союз, также прохо- дило (причем, практически поголовно) последовательные периоды сво- ей сознательно-общественной жизни в школе: сначала октябрята, затем пионеры, а с 14 лет — наиболее достойные (а такими оказывались, по- вторюсь, практически все ребята) должны были вступать в ряды Всесо- юзной комсомольской организации им. В.И. Ленина.
Осенью 1921 года в ЦК РКСМ при активном участии жены Ленина Н.К. Крупской была создана комиссия по работе среди детей. Решался вопрос о структуре детских коммунистических групп. Одобрили название «Юные пионеры», а детской организации решили присвоить имя Спарта- ка — вождя восстания рабов в Древнем Риме, героический образ которо- го столь популярен у детей. «Пионер — это значит тот, кто начинает стро- ить новое, прокладывает новые пути; зачинатель новых, полезных дел».
Первый пионерский отряд был создан 12 февраля 1922 года (то есть еще до официального появления пионерии) в Москве при фабзавуче имени Борщевского на Красной Пресне, в него записались 52 человека. Отряд назывался «Юные разведчики» (и здесь легко читается аналогия со скаутами).
19 мая 1922 года II Всероссийская конференция РКСМ приняла по- становление о распространении опыта московской организации по соз- данию отрядов юных пионеров. С этого дня началась история пионерской организации. Был подготовлен «Временный устав детских коммунисти- ческих групп «Юные пионеры» имени Спартака».
Ребята с энтузиазмом участвовали в пионерских отрядах. Появляют- ся первые пионерские традиции, общественно-полезные дела: помощь в проведении сельхозработ, совместные походы с сельской детворой, организация летних пионерских лагерей, выпуск пионерских газет, праздник «Первого пионерского костра», песни «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Картошка», «Журавушка-журавель», символы — знамя, барабан, красный галстук-косынка, значок (на красном флажке серп и молот, внутри серпа горящий костер на пяти бревнах, на серпе надпись «Будь готов!»).
В апреле 1923 года в Москве вышел первый номер первого пионер- ского журнала «Барабан».
Торжественное обещание: «Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что: 1. буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира; 2. буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров». Устанавливалось пионерское приветствие — салют: «Пять паль- цев правой руки, плотно сложенных, ладонью вперед прикладываются к плечу». (В декабре 1923 года был предложен новый салют: «Правая рука, сложенная в ладонь, большим пальцем выносится к себе на уровне лба»).
В своем развитии пионерская организация переживала взлеты и па- дения. Активная работа с пионерами развернулась весной, летом, осе- нью, зимой 1923 года: появились яркие формы летней работы в лагерях, проводилась Международная детская неделя, неделя беспризорных. До 1925 года наблюдался небывалый подъем и количественный рост организации. В 1924 году пионеров насчитывалось более 200 000, в 1925 году уже до 1 300 000 человек. В марте 1924 года вышел первый номер журнала «Пионер», с июня начал издаваться журнал «Вожатый». В августе 1924 года в Москве открылись первые курсы по подготовке областных и губернских работников детского движения. Активизировалось взаимодействие со школами, в них пионеры организовывали форпосты — объединения учащихся — пионеров и октябрят данной школы. Работа с младшими школьниками — октябрятами стала проводиться с ноября 1925 года. Дальнейшая практика показала, что школа является наиболее удачной базой для организации пионерской деятельности с детьми.
В марте 1925 года вышел первый номер центральной пионерской га- зеты «Пионерская правда».
С зарождения пионерской организации началось создание агитаци- онно-пропагандистской детской литературы. В резолюции XIII съезда ВКП(б) (май 1924 года) декларировалось: «Необходимо приступить к созданию литературы для детей под тщательным контролем и руководством партии, с целью усиления в этой литературе моментов классового, интернационального трудового воспитания. В частности, развернуть дело издания пионерской литературы, привлекая к этой работе в помощь комсомолу партийные, профессиональные и советские организации». В последовавших затем тезисах VI съезда РЛКСМ (июль 1924 года) декларировались сходные директивы о становлении новой разновидности детской литературы (тогда ведь было популярно выражение: «Партия сказала — надо!» — Комсомол ответил: «Есть!»): «В связи с ростом детских организаций и повышением их требований необходимо расширение издания литературы, обслуживающей пионерское движение. Издающаяся в настоящее время партийными и советскими издательствами массовая детская литература далеко не отвечает задаче классового воспитания детей. Необходимо реорганизовать эту работу при непосредственном участии комсомола. Печатное слово является мощным средством воздействия на развитие ума и характера ребёнка, и поэтому созданию революционной детской литературы должен быть уделён максимум внимания».
Но никто не будет оспаривать тот факт, что появление пионерских песен также тесно связано с этими документами, ибо в любом случае песня состоит из двух неразрывных компонентов — слов (стихов — а это и есть литература) и музыки.
К созданию этой литературы были привлечены профессиональные поэты и писатели, педагоги, организаторы первых пионерских отрядов. Причём, на первом этапе (1920-е годы) пионерской литературой зани- мались авторы с различными политическими установками и эстетиче- скими вкусами. Поэтому политическое и художественное качество пер- вых текстов пионерской литературы было неоднородно. Создателями пионерской словесности во многих случаях становились бывшие скауты, подключившиеся к работе в пионерской организации: В. Зорин, М. Стре- мяков, Я. Смоляров, В. Попов и другие. Но почти сразу им на подмогу двинулись прокоммунистические поэты и писатели, например, молодые комсомольские поэты Александр Безыменский и Александр Жаров.
Пионерская литература 1920-х годов — огромное количество автор- ских и анонимных произведений на пионерскую тематику. В этот период всё «пионерское» было еще экзотикой, областью новой и популярной, активно пропагандируемой властью; впрочем, и сами авторы живо от- кликнулись на рождение детского коммунистического движения. Агита- ционным задачам в 1920-е годы служили многочисленные художествен- ные произведения детской литературы различных жанров (песни, пьесы, повести), посвященные пионерскому образу жизни, в которых главными действующими лицами были пионеры или дети, вступающие в пионер- скую организацию.
Одним из образчиков подобной литературы являются, к примеру, та- кие строки из «Азбуки пионера» Владимира Каринского, вышедшей в 1925 году:
Должен каждый член звена Исполнять обычаи:
Не курить, не пить вина, Соблюдать приличие.
Щёлкать семечки не надо Пионеру,
Коль гуляет он по саду Или скверу.
Щёки вымыты отлично, Вычищены ногти — Пионеру неприлично Иметь когти.
В качестве приложения к этому давался антураж в виде всяческих ло- зунгов, призывов, клятв и, конечно же, песен. Возможно, кто-то из мо- лодых еще слышал песню в исполнении мэтра отечественной эстрады Иосифа Кобзона «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!»
Особенно много песен было написано для самых младших — октябрят и пионеров. Их распевали на радио, на телевидении, в пионерских лагерях у вечерних костров, на собраниях пионерских и школьных дружин.
В данной книге собраны наиболее популярные пионерские (и лагер- ные) песни, написанные в начальный период существования Всесоюзной пионерской организации. Но не все (а их десятки), а только те, которые имели свою предысторию, и появление которых порою напоминало не- кий песенный детектив. Именно на истории появления таких песен автор и акцентирует свое внимание. А через призму песен прослеживаются и судьбы их авторов (композиторов и поэтов), и, пусть и в кратчайшем виде, история советской России первых десятилетий ее существования.
Книга рассчитана на широкого читателя, но, в первую очередь, будет интересна и полезна для организаторов детского отдыха, вожатых, пе- дагогов дополнительного образования и учителей общеобразователь- ных школ.
Виктор ЮНАК,
кандидат филологических наук, член Союза писателей России