Последние анонсы журналов

Туристические тропы «От порога до края земли»

Цель: развитие личности учащегося посредством туристско-краеведческой деятельности.

Задачи: 1) закрепить знания о топографии, способах ориентирования на местности, терминологии в туризме, основах первой помощи;

2) совершенствовать навыки техник спортивно-туристических направлений и техник работы на рельефе, продолжить освоение специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях;

3) создать условия для присвоения ценностей «Человек. Творчество».

Участники: 30 учащихся объединений туристско-краеведческой направленности: группа первого года обучения (далее — 10), группа второго года обучения (далее — 20).

Предварительная работа:

Группа 20 совместно с педагогом разрабатывает легенду и способ внедрения её в учебно-тренировочное занятие, заранее готовит трассу, распечатывает сценарий и записки, готовит карты, туристические костюмы, учит тексты и за один день до занятия проводит репетицию на местности для уточнения времени, налаживает связь.

Учебная территория: загородная лесная зона «Сказка».

Ход учебно-тренировочного занятия:

10.00 — сбор группы 20, организация учебно-тренировочного полигона с элементами этапов многоборья (турполоса): маятник, параллельные перила, подвесное бревно, навесная переправа, ромб. Повторение легенды.

12.00 — Сбор группы 10. Совместно с группой 20 тренировка на учебном полигоне.

14.00 — совместная организация бивака, обед и разговоры у костра. В ходе разговора учащиеся 20 рассказывают туристические легенды и сказки. Одна из сказок — сюжет будущей игры: «На равнинах Юго-Западной Африки нередко встречаются странные круглые образования, лишенные травяного покрова и достигающие 12 метров в диаметре. Местные жители зовут их «следами богов», а европейцы — «ведьмиными кругами». Недавно биолог Уолтер Чинкель выяснил, что каждый круг имеет свой жизненный цикл, перемещается и губит траву внутри себя. Причины возникновения «ведьминых кругов» до сих пор остаются загадкой. По одной из них, это результат жизнедеятельности насекомых, только пока непонятно, каких именно. Уолтеру Чинкелю удалось изучить динамику развития и перемещения загадочных пятен, используя спутниковые снимки. Оказалось, что они обладают собственным жизненным циклом, который начинается с того, что трава внутри круга по неизвестным причинам гибнет. Затем круг продолжает расти, но, в конце концов, вновь зарастает травой и исчезает. Продолжительность жизни «ведьминого круга» зависит от его размеров и в среднем, по словам ученого, составляет 41 год. Но есть и круги-долгожители, существование которых длилось более семи десятков лет. Примечательно также, что в течение своей «жизни» круги постоянно перемещаются с места на место. В Европе «ведьмиными кругами» или «кольцами» чаще называют растущие по кругу грибы. Диаметр такого круга может порой достигать 200 метров. Ежегодно прибавляя по полтора десятка сантиметров в диаметре, кольцо может просуществовать сколь угодно долго — от 30 до 800 лет. Подобные образования также называли «кругами фей» и приписывали им различные мистические свойства. Так, жители Германии верили, что этими геометрическими фигурами отмечены те зловещие места, где проводят свои шабаши ведьмы. А кельты, шотландцы, ирландцы и шведы были убеждены, что круги образуются там, где по ночам водят свои хороводы феи, эльфы, тролли и другие лесные духи. Бытовало поверье, что, если простой смертный случайно увидит такой хоровод, то духи могут позвать его к себе и предложить присоединиться к ним, а в случае отказа жестоко отомстят, наслав на несчастного различные невзгоды и болезни. Если же человек соглашался, то обрекал себя на еще более печальную участь: на следующее же утро его находили бездыханным в центре круга. Известны также случаи, когда смертные, поддавшиеся чарам эльфов, переносились на десятки лет в будущее. Голландцы называли «ведьмины круги» местом ночных сходок чертей, которые якобы сбивают здесь масло. Хотя зачем чертям заниматься этой бабьей работой — непонятно. Тем не менее, считалось, что внутри круга нельзя пасти коров, а то молоко испортится. Тут есть еще одно объяснение, с чертовщиной связанное гораздо меньше: существовала гипотеза, что «ведьмины кольца» образуются в результате удара молнии, а молоко, как известно, обладает свойством скисать во время грозы, вследствие прохождения электрических разрядов. Может, отсюда и поверье? Существовали и счастливые приметы, связанные с «ведьмиными кругами». Поговаривали, что тот, кто набрел на один из них, непременно станет счастливым на всю оставшуюся жизнь: достаточно лишь войти в круг и, стоя там, загадать желание. В таких кругах можно потеряться на несколько лет, хотя находящемуся внутри покажется пронесшееся время несколькими минутами — люди верили, что попавшим в круг нужно помочь выйти оттуда как можно скорее».

16.00 — группа 20, имеющая роли агентов, незаметно собирается и вместе со снаряжением, используемым для турполосы, уходит на точку сбора, невидимую для оставшейся группы 10.

16.30 — Анастасия, учащаяся группы 20, уходит собирать дрова, громко объявив об этом действии.

17.00 — педагог, обнаружив пропажу участника, отправляется на поиски, делая акцент на направлении собственного ухода: «Куда она ушла?» и уходит в этом направлении. После, незаметно для учащихся группы 10, очень быстро приходит на место сбора группы 20 и расставляет агентов по точкам, поддерживая телефонную связь.

17.30 — Егор и Владислав, учащиеся группы 20, осведомлены о сценарии и остались с группой 10. Вдруг они проявляют волнение: «Где все? Куда пропали?». Один из них начинает игру: «Ирина Викторовна подозревала, что может произойти неладное, и оставила нам эту записку». Подростки открывают записку и читают: «Если вы читаете эту записку, то знайте — произошло неминуемое. Мы угодили прямо в «ведьмин круг». Чтобы нам помочь, вам необходимо преодолеть немалый путь с трудными испытаниями. Надеюсь, вы справитесь. В помощь вам могу лишь посоветовать взять с собой эти вещи: компас, котел, термос с горячим чаем, спички, воду, сухой бульон, нож, веревку и смелость. Торопитесь, время играет против нас!».

Учащиеся с помощью Егора и Владислава собирают необходимый набор и отправляются на поиски.

Первое испытание на внимательность — выбрать направление.

Цель: отработка поисково-спасательных навыков.

Инструкция: необходимо выдвинуться на поиски в направление, куда ушли пропавшие.

Второе испытание — выживание.

Цель: отработка навыков разведения костра и приготовления еды в полевых условиях, навыков первой помощи.

Инструкция: двигаясь в правильном направлении, учащиеся встречают первого агента «Путник» — Лада (костюм: не видно ни лица, ни рук, поношенная одежда, туристический рюкзак и не говорит, а только хрипит и кашляет). У путника нет голоса, ему необходимо сварить бульон, и он расскажет куда идти дальше. Учащиеся должны сориентироваться по ситуации и понять алгоритм действий самостоятельно.

Когда путник выпивает бульон, он обретает голос и рассказывает свою историю, завершая её: «Когда я был совсем маленьким, старые люди поговаривали, если вначале неведомого пути выйти на ближайшую наивысшую точку — гора подскажет верный путь ищущим».

Третье испытание — туристская техника.

Цель: отработка навыков ориентирования на знакомой местности и навыков передвижения на рельефе.

Инструкция: подняться на гору «Лисичка».

На вершине горы учащиеся находят изображение мистического лица на дереве, за ним привязан свиток: «Идите на дым».

Четвертое испытание — выживание.

Цель: отработка навыков выживания и подачи сигналов.

Когда учащиеся поднимаются, на гору подставные игроки с помощью СМС предупреждают агента, отвечающего за дым, о приближении группы и он разводит дымовой костер.

Придя к источнику дыма, учащиеся встречают Родиона, второго агента «Шаман» (костюм шамана и его поведение, как будто в трансе).

Пятое испытание — выживание.

Цель: отработка техник ориентирования и выживания, развитие смекалки. Инструкция: всем пройти 15 метров и обратно до записки, спрятанной в дереве. Но следы на земле должны показать, что прошел только один человек и в одну сторону.

Шестое испытание — выживание.

Цель: отработка навыков ориентирования, развитие эрудиции.

Получив свиток, учащиеся разворачивают его и видят ПУСТОЙ БЕЛЫЙ ЛИСТ. Обращаются к шаману с вопросом: «Где подсказка?», шаман отвечает: «Духи огня помогут вам прочитать послание». Свиток написан молоком, и при нагревании над огнем органика выгорает быстрее бумаги, делая текст ярко коричневым и позволяя легко его прочитать. На случай порчи листа, у шамана есть дубликат. Когда задание выполнено, учащиеся читают: «Идите в том же направлении, но теперь только вдоль берега».

Учащиеся двигаются вдоль берега. Мимо них проходит Анастасия, агент «Ведьма» (костюм: черный балахон и черенок от метлы в руках). Ведьма словно не видит и не слышит группу. Ведьма идет с черенком метлы к воде. Ставит туда палку и задумчиво произносит: «Чтобы улететь из этого проклятого места, для моей метлы нужны ветки трех пород деревьев».

Седьмое испытание — эрудиция.

Цель: проверка знаний по биологии.

Инструкция: сбор веток определенных пород деревьев.

Ведьма повторяет свою просьбу до тех пор, пока учащиеся не выполнят её задание. Учащиеся используют нож и веревку для налаживания метлы.

Когда все готово, ведьма молча начинает уходить, и, пройдя 3-5 м, будто замечая учащихся возвращается, по пути доставая кусок карты из балахона: «Эта вещь лежит у меня в кармане уже несколько месяцев, я не знала, зачем она мне. По всей видимости, она предназначалась именно вам». И кладет карту места, где находится группа. Карта состарена, местами обгоревшая. Ведьма снова молча уходит, в то время, когда учащиеся недоуменно смотрят на карту, где нет никаких опознавательных обозначений. И тут, словно снова что-то вспомнив, ведьма быстро возвращается к группе и требует положить карту на землю. Быстрым движением ведьма протыкает ногтем карту и снова уходит, теперь окончательно.

Восьмое испытание — туристская техника.

Цель: отработка навыков ориентирования по карте.

Инструкция: учащиеся должны идти к месту «отмеченному» ведьмой на карте.

На точке обнаруживают снова изображение, прикрепленное к дереву и свиток «Очень холодно. Нужен БОЛЬШОЙ костер».

Девятое испытание — выживание.

Цель: отработка навыков разведения костра, повторение ТБ в горных условиях Инструкция: развести костер.

После того, как костер стал уже достаточно большим, к группе из леса выходит прячущийся до этого момента Виктор, агент «Слепой альпинист» (костюм: одет в «кошки», ИСС, карабины, каска, бинт на глазах и поверх бинта альпинистские очки, в руках ледоруб). Рассказывает, как легко в горах потерять зрение, если пренебрегать техникой безопасности. Повторяет вместе со всеми технику безопасности в горах.

Агент «Слепой альпинист» рассказывает, что он уже бывал в подобных кругах, но уже слепым. Выйти оттуда ему помогли добрые духи, которые шептали подсказки — маршруты пути. И тут альпинист начинает «вспоминать»: «2 шага на юго-восток, 10 шагов на юг, 7 м на юго-запад и т.д.».

Десятое испытание — туристская техника.

Цель: отработка навыков использования компаса и ориентирования на местности. Инструкция: группа должна быстро сориентироваться, что путь — это тропа перед ними и что с нее нельзя сворачивать.

Когда группа доходит до нужной тропы, альпинист говорит: «Теперь вы видите свой путь». И уходит.

Тропа к Михаилу, агенту «Рыбак» (костюм: потрепанный рыбатский костюм, навес, удочка, ведро и ржавый ледобур в земле). Среди бревен и камней в воде спрятана записка в бутылке. Рыбак рассказывает легенду: «Испокон веков наш Мир и Мир духов были связаны. Но однажды они разделились, и попасть из одного в другой стало очень не просто, но вода есть и тут и там, и через тонкую грань зеркала воды можно заглянуть в соседний мир. Глядите сквозь миры».

Одиннадцатое испытание — туристская техника.

Цель: развитие смекалки, отработка навыков ориентирования на знакомой местности и маскировки.

Учащиеся находят в воде бутылку с запиской «Идите в поле, найдите живую кочку».

На полях Виктор, агент «Леший» (костюм: маскировочный костюм с использованием элементов местной флоры (навыки маскировки), фонарик.

Время рассчитано так, что начинает темнеть.

Двенадцатое испытание — туристская техника.

Цель: отработка навыков ночного ориентирования.

Когда группа находит «Живую кочку» — лешего, он с кряхтением поднимается и быстро убегает. Необходимо быстро сориентироваться в ситуации и начать преследование. Леший резко останавливается возле «Жирафа» (точка местности), поворачивается к преследующим и спрашивает: «Что вам надо?». Группа просит помощи в поиске пропавших. Леший включает свой фонарь и говорит: «Мой свет первый, идите за светом до конца». Осмотревшись, группа видит еще фонарь, привязанный к дереву, подойдя к нему еще и другой. Продолжают движение от фонаря к фонарю. Возле последнего фонаря находится вся «пропавшая» группа (агенты, после прохождения их точек группой поисковиков, обходным путем добираются до финиша).

Группа «пропавших» находится в центе круга, сложенного из веревки с завязанными узлами. «Пропавшие» спят на туристическом коврике и не реагируют на пришедших. Возле них лежат пустые термосы, разбросанные вещи из пустого рюкзака, сухие ветки для костра.

Тринадцатое испытание — выживание.

Цель: отработка навыков организации бивака.

Инструкция: чтобы разбудить спящих, необходимо выполнить все туристические действия: сложить костровище, развести костер, налить чай и напоить друзей, сложить все разбросанные вещи в рюкзак, застегнуть поясники на рюкзаках, развязать узлы на веревке.

Коллективное задание. При каждом выполненном действие «просыпается» «спящий» участник. Когда все выполнено, учащиеся берутся за веревку, образующую круг, и, следуя легенде, загадывают желание о благополучном выходе из круга. Все учащиеся вместе придумывают желания.

Подведение итогов. Благодарность друг другу. Выход домой. По возвращению домой рефлексия в режиме «онлайн».

11.12.2013

 

Усанова Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образовательного учреждения «Центр детского творчества»

Иркутская область, город Усть-Илимск, пр. 

Добавить комментарий
Уважаемые посетители! Комментарии модерируются, активные ссылки на сайты не публикуются. Пожалуйста, не тратьте понапрасну свое и наше время на попытку размещения ссылок.

Защитный код
Обновить