Последние анонсы журналов

Хвалынская Философская школа

Елена Владимировна Грекова
Руководитель философской школы Дома детского творчества,
Заслуженный учитель РФ, кандидат философских наук,
член Центрального Совета МАН «Интеллект будущего», г. Хвалынск, Саратовская область

Система образования призвана готовить подрастающее поколение к эффективной деятельности и корректировать способы деятельности поколения действующего. Но, чтобы поддерживать актуальность образования, необходимо непрерывно адаптировать ресурсы образования к условиям, в которых предполагается деятельность. В этом состоят процессы адекватной организации, управления, содержания и технологий образования. Проблема состоит в том, чтобы эти намерения были превращены в инструменты и механизмы организации, управления и выбора содержания и форм образования.

Творческое объединение «Философская школа» действует на базе Дома детского творчества г. Хвалынск Саратовской области уже более двадцати лет; до этого одиннадцать лет работала на базе школы-гимназии №1 и лицея №7 г. Красный Сулин Ростовской области. Все тридцать лет школа тесно сотрудничает с Национальной образовательной программой «Интеллектуально-творческий потенциал России», принимает участие в проектах «Познание и творчество», конференциях «Юность, наука, культура» (ЮНК), несколько лет участвует в международном проекте «Гуманитарные науки в ХХI веке», ориентированном на междисциплинарность, взаимосвязь гуманитарных наук с практическими курсами на основе объединения блоков из области эстетики, этики и философии. Сегодня стала настоятельной потребность в личности, способной мыслить не только творчески, но и масштабно. Особую значимость обретает проблема формирования жизненной установки школьника, нацеленная на чувство уверенности в себе, источник адаптации к сложным жизненным ситуациям, организации стиля жизни, разработки собственной иерархии жизненных ориентиров, что, в конечном итоге, способствует формированию культуры целостного мышления. Еще в «Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств» Петр Первый одним указом основал академию, университет и гимназию. При этом четко были определены первые четыре факультета: филологический, юридический, философский и медицинский. Университет начинался с факультетов гуманитарных, так как в первую очередь надо было научиться излагать свои мысли, философски осмыслить происходящее, создать законы, по которым живет общество.
«Культура есть среда, растящая и питающая личность», считал Павел Флоренский. Конструирование социального образа мира связано, в первую очередь, с когнитивными процессами, то есть с процессами категоризации. При этом необходимо учитывать, что, познавая мир, человек творит его, продуцируя некоторую сумму вариантов, в соответствии с которыми оно может функционировать. В этом случае выбор дает возможность использовать наиболее адекватные модели ориентации в действительности. Каждая новая модель включает в себя некоторые социальные установки в контексте образа социального мира и образа действия в этом мире. По принципу Петра Первого и Павла Флоренского, сопрягая историю и философию с потребностями страны, Философская школа и действует.
Издавна в школе действуют три основных профиля - этико-философский, эстетико-философский и философско-антропологический, но разделение условно. Программы мобильны, создаются под конкретные интересы слушателей, помимо основных курсов читаются сугубо технологические – методологии научной работы, обучающего и аналитического чтения, научной организации труда, технологии мышления. Параллельно идут занятия иностранными языками – английским и испанским («Английский для философов», «Философия на английском», «Испанский язык», «Английский и испанский: проблемы перевода», «Мифология на английском»), на районной конференции идет защита философских работ на трех языках.
В школе занимаются дети с первого по одиннадцатый класс, есть группы одновозрастные, есть – сводные разновозрастные, - в зависимости от интересов. Обычно в школе обучается около двухсот человек, 10 – 13 групп, с нагрузкой от часа (у малышей) до шести (у старших) часов в неделю.
Базовыми курсами являются курсы философские: «Духовная культура славянства и угро-финнов», «Мифология народов Востока», «Античная мифология», «Философия мифологии», «Античная философия», «Философская антропология», «Русская религиозная философия», «Философия жизни», «Философия экзистенциализма», «Философия святого и героя», «Этика», «Эстетика», «Философия искусства»; сопутствующие курсы - общеразвивающие: «История науки и техники», «Человек и мир», «Хвалынский месяцеслов», «Проблемы современной рок-музыки (Learn, kids, this’s Rock!)», «История и теория религии и атеизма», «Время и вечность: темпоральные свойства сложных структур», «Молодежные субкультуры и философия», «Детская литература: «литература» – или – «детская»?», «Философские проблемы литературы», «Философия роботов», «Философия техники», «Философия природы», «Концепции современного естествознания», «Бытие и познание», «Мысль о мысли (познание и самопознание)», «Философия и религия», «История и историческая реальность», «Философские идеи постмодернизма», «Культура народов Поволжья», «История искусства»; есть даже «Школа перипатетиков» - для желающих обучаться исключительно в бродячем состоянии, жизни без походов не мыслящих. В ней велика роль родителей, дедушек и бабушек, и педагогов Дома творчества Е.В. Костюк и И.В. Хисяметдиновой: параллельно осуществляется спортивная (полевые и туристические соревнования), волонтерская работа по очистке Национального парка и побережья Волги от последствий туристического беспредела, шефство над заброшенными могилами и памятниками, сбор палеонтологического материала для музея и для поделок в стиле «driftwood» - мы занимаемся и таким. Комбинации программ меняются в зависимости от очередного набора: в Школе основное внимание уделяется формированию устойчивого интереса к научным проблемам, а формирование его не мыслимо вне интереса личного.
Все эти годы Дом детского творчества является региональным отделением МАН «Интеллект будущего», насчитывающим около пятисот человек; сложилась интересная система детского руководства районными научными конференциями - обычной многопрофильной для старшеклассников, «Первые шаги в науку» для малышей и чисто философской с межрегиональным участием конференции «Юность. Наука. Философия», ежегодно собирающей 700-750 участников (проводится семь лет, 25-29 секций, в экспертных советах – собственные выпускники, кандидаты философских и других наук и их некорыстные, не требующие оплаты, товарищи по преподаванию из университетов. Они же часто выступают в качестве научных руководителей и консультантов). На всех секциях конференций действуют два экспертных совета – взрослый и детский, «МАНовский», результаты обсуждаются раздельно, потом сравниваются. Так среднее и старшее звено обретает опыт объективной оценки научного творчества, а малыши - защиту в лице близких по возрасту товарищей. Но оказалось, что судят детские экспертные советы значительно жестче, чем «взрослые».
Старшеклассники и студенты, выпускники Философской школы, съезжающиеся на конференцию и участвующие в ней по «скайпу», выступают не только в качестве членов экспертных советов, но и в качестве инструкторов (готовят непосредственно к защите), научных руководителей самих работ и научных консультантов. Подготовкой малышей к защите занимаются также «МАНовцы» - старшеклассники, сами уже такую подготовку прошедшие: все мы знаем, что лучше всего мы усваиваем материал, который сами же и объясняем. Такая «пионерско-комсомольская» система позволяет готовить победителей конференций и конкурсов региональных и российских десятками и сотнями, - но, главное, она же формирует отличный сплоченный коллектив. Помимо основных конференций, много лет проводились межрегиональный интеллектуальный марафон, энциклопедическая олимпиада, районный тур «Озарения» и «Золотой ветви», конференции по правам ребенка, конференция «Юность. Наука. Египтология» (я всегда увлекалась Египтом: я там росла), Ломоносовские чтения и многое другое. Но дело не в дипломах – хотя Школа очень успешна, - дело в уверенности и умениях, которые дети в ходе такой работы обретают, в той крепкой дружбе, которая завязывается – на всю жизнь, в том опыте альтруизма, который юный человек получает – и отныне считает себя обязанным возвратить. Хорошая, действенная, человечная и человеческая система.
О чём пишут слушатели Философской школы? - проблематика конференционная и конкурсная различается. Итоги работы школы рассчитаны на внешний аудит: «ЮНК-Обнинск», «ЮНК-Арктика», профильные, междисциплинарные конкурсы, конкурсы творческих и исследовательских работ: самым популярным был философско-литературный конкурс «Озарение» (эксперт МАН А.С. Романов, он же бессменный руководитель секции философии ЮНК на протяжении многих лет), школа-конкурс «Золотая ветвь», творческие и научные публикации, защита работ в Институте философии РАН: ученые хотели посмотреть, как происходит приращение интеллектуального капитала – и мы показывали ребят 7- 11 класса с разнопрофильными исследованиями и наших выпускников – студентов (на тот период) 1 и 5 курсов философского факультета). В 2007 году школа представляла свою работу на Всемирном философском форуме на секции «Философия - детям». К Всемирному философскому форуму был зафиксирован уже тысячный призер конкурса «Озарение»; с тех пор школа еще давала 150-300 заочных призерских работ и 6-12 ежегодных очных лауреатов конференции ЮНК ежегодно.
Конференционная тематика – теоретическая: онтология, философская антропология, история философии, КСЕ, гносеология, феноменология. Призовые работы последних лет – по архетипам человеческого сознания, проблеме Я и не-Я, способности проецирования вовне бессознательного, проблеме истинного и функционального бытия, образу идеального в дневниках Достоевского, конструктивности деструкции у Плутарха, Эриха Фромма, Александра Грина и Владимира Высоцкого, пределы смысловой значимости в постнеклассическом мировоззрении, философия природы (например, как образы деревьев отражаются в мифологии славян, угро-финнов и кельтов, как в поверьях отражается проблема); парадигма карнавального мира Фредди Меркьюри, механизмы коммуникации на рок-концертах «Queen», проблема человеческой души в творчестве русских поэтов, проблема сакральных пространств, неэвклидова геометрия пересекающихся пространств сознания в стихах Бродского, гендерные различия как отражение национальных архетипов в русских народных сказках, проскинеза Александра Македонского и анализ ее историко-философских причин и следствий, создание художественного образа в хореографии – на материале анализа балетов Мэтью Борна, Мориса Бежара и великих танцовщиков Хорхе Донна, Алана Купера и Сергея Полунина, проблема трикстера в романе Рубиной «Синдром Петрушки», сравнение древнеегипетских гермопольской, гелиопольской и мемфисской версий творения мира, стратегии войны и победы в практике Илона Маска, проблема добра и доброты в работе Н.О. Лосского «Характер русского народа», проблема обратимости смерти в лирике Гумилева, «Честь имею: к проблеме историко-философского анализа феномена дуэли», Платон, Плотин, Сократ, Бетховен, Сартр, Хайдеггер, Ницше, Камю, Соловьев, Фет, Достоевский, Франк, Франкл, Флоренский, Рерих, Киану Ривз - чего только мы ни написали!..
Конкурсная тематика – ещё более пёстрая, по направлениям науки: российская школа-конкурс «Золотая ветвь» выросла на основе хвалынского проекта по истории культуры. Меж тем потенциалом развития любого общества являются люди творческие. Откуда они берутся? – вот гамлетовский вопрос педагогики. Как их отыскивать? Как воспитывать и учить? От чего зависит их количество и качество? – и, с легкой руки Т.В. Ляшко, на российском уровне был запущен научно-образовательный проект «Креативность. Интеллект. Талант», в котором хвалынская Философская школа приняла активное участие, особенно в конкурсе «Золотая ветвь», перенесённом на российский уровень. Проект рассчитан на всю линейку от детского сада до студенчества, имеет массу направлений и секторов – от широко-гуманитарных до узко-специализированных. В этом проекте Философская школа обустроилась крепко, обретя методологический и теоретический базис: «Золотая ветвь» переняла традиции романовского «Озарения» и расширила сферу действия, став школой-конкурсом – не только оценивая, но и обучая творческой аналитической и сугубо научной работе.
Конкурс посвящён гуманитарной и естественнонаучной аналитике – народным сказкам, древнему эпосу народов, литературе, литературным и научным направлениям, философским и историческим проблемам, концепциям современного естествознания, включая физику, биологию, астрономию и математику, и философию естествознания и математики. Конкурс поднимает массу философских проблем – судьбы, идеологии, самосознания героя, проблемы религиозного, общественного и эстетического смысла событий, анализ исторических напластований в воззрениях ученых и писателей, проблему народа как творящего индивидуума и индивидуума как творящего народа, проблему трагического, детского и молодежного движения. Вскоре КСЕ и математика были перенесены на «Восхождение звезды». Но в «Золотой ветви остались все же номинации математики, науки и техники – например, предлагается проанализировать, могло ли такое количество народа, о котором рассказал Гомер, приплыть воевать Трою. И ребята анализируют конструкцию кораблей древнегреческого флота периода Троянской войны, разбирают устройство кораблей, рассчитывают их грузоподъемность – и приходят к выводу, что – не могло. Для своих «технарьков», по той же «Илиаде», я предлагаю, например, взять модель самодвижущейся храмовой прислуги, изготовленной Гефестом и попытаться воссоздать этих первых роботов планеты, исходя из знания того времени о свойствах металлов и сплавов, проанализировать принципы их действия.
Или, например, (начинали мы со сказки «Гуси-лебеди», как всем известной, даже первоклассникам), предлагаю (в разных номинациях) подумать над следующим:
Почему родители детей в сказке называются старичками? «Гуси-лебеди» – достаточно редкая для наших сказок история, где у детей есть оба родителя. А почему родители так редки в русских сказках?
Каков основной пафос произведения и его эмоциональная тональность?
Могли ли гуси или лебеди действительно унести маленького мальчика? Какова подъёмная сила крыла гуся? Вспомните «Лягушку-путешественницу»: могло ли такое произойти теоретически? Или возможен только вариант Нильса?
Определите временной период, в течение которого действие сказки могло быть реальным: когда на Руси гнездовались лебеди? Гуси? Где они проводят зиму? Что без них делала Баба Яга? Выходит, её деятельность была сезонной – или как?
Откуда взялись такие образы – «молочная река», «кисельные берега»? Это из области естествознания или нет?
Дети спрятались в устьице печи. Что это такое? Каково устройство русской печки? Чем оно отличается от шведской? Почему русские сооружали именно такие печи? Могли ли в устьице спрятаться двое детей?
Как устроена телега, на которой разъезжали родители в сказке? С одинаковой ли скоростью крутятся все точки колеса? Почему?
Люди всегда мечтали о полётах. Проанализируйте идеи ковра-самолёта, гусей-лебедей и уток, гоголевского чёрта и др. как транспортных средств. Как эти идеи отразились в истории развития воздухоплавания? – ведь пионерами воздухоплавания стали именно русские.
Какие черты русской избы переняла Избушка на курьих ножках? И почему это она оказалась на курьих ножках, а не, скажем, на коровьих или утиных? Что за персонаж Кот в избушке бабы Яги? Что он символизирует в сказках и мифах разных народов?
Подумайте над вопросом: была ли актуальна проблема похищения детей в Древней и средневековой Руси? Откуда взялся сюжет? Каковы были последствия по закону для похитителей? Что вы знаете о праве Киевской Руси? Московской Руси? Как вы думаете, по какому правовому кодексу судили бы Бабу Ягу? Почему вы выбрали именно этот исторический период и этот кодекс?
Попытайтесь определить, как бы вели себя в такой ситуации английская, испанская, американская, латиноамериканская девочка. Почему вы так считаете? (аргументируйте, привлекая материалы фольклора, литературы, исторические традиции и др.).
Как бы лично вы изложили эту сказку? На что бы вы сделали акценты? Что бы вы изменили?
Почему, как вы думаете, Васнецов выбрал для своей картины Алёнушку, а не девочку из сказки «Гуси-лебеди»? – она ведь тоже горевала по братцу? – И вопросов по каждой номинации – десятки, можно выбрать любой – или придумать собственный и ответить на него. Всё это гораздо занятнее простых математических, исторических, естественнонаучных задач, всё это структурирует мыслительные процессы, обучая работе на обширном материале – а ведь именно с этого начинал Илон Маск. Междисциплинарный подход для формирования аналитического мышления детей очень полезен: на конкурсах КИТ предлагалось также проанализировать научный метод Сеченова, Менделеева, русского да Винчи – кстати, именно с этими работами ребята вошли в сборник лучших учащихся России.
В конкурсе начинающих ученых «Восхождение звезды» в области «Физика» были написаны работы о проблемах гравитационных волн, описанных в рамках общей теории относительности в 1916 году еще Эйнштейном, спутниковых технологиях, позволяющих создать детектор гравитационных волн в космосе. В номинации «Уникум: химия» было интересная работа по проблеме перовскита – проектированию кристалла, самой чистой форме рационального дизайна. В номинации «Космическая техника и космические исследования» много было написано по проблемам фонового излучения и первичной эпохи существования Вселенной, плотности энергии Вселенной – руководителями работ выступали молодые кандидаты наук, аспиранты и студенты, выпускники Школы, Елена Кампос (РГМУ), Дмитрий Шарков и Эвелина Лытунина (обнинский Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ), Денис Крючков, занимающийся проблемами спутниковых антенн в лаборатории МФТИ, и многие другие. Передача эстафеты в науке – дело перспективное и стоящее.
Много ребят-победителей не только в научных конкурсах, но и просто в творческих, в частности, – конкурсах художников, поэтов, журналистов – «Линия образа», «Золотое перо», «И божество, и вдохновенье» того же проекта МАН «Креативность. Интеллект. Талант». Интересные работы были написаны на «Золотое перо» по «делу хвалынских церковников»: в проект объединились слушатели, чьи прапрадеды сидели вместе и вместе были расстреляны по этому делу при Сталине, причём, дед их руководителя проходил по тому же делу; это потребовало большой архивной работы – но оно того стоило.
Нас ждёт нашествие роботов и искусственного интеллекта, которые постепенно вытесняют людей из сравнительно простых сфер деятельности, учась выполнять все более сложные функции. Искусственный разум и механические манипуляторы экономически выгоднее человека, и человек должен постоянно развиваться, занимаясь всё более и более тонкими интеллектуальными и эмоциональными задачами. Чем быстрее будет идти прогресс, тем быстрее и гибче нужно быть в постановке перед собой новых образовательных целей, осваивать новые виды деятельности. Это сложно, но интересно, и мы наблюдаем обретение в ходе творческой деятельности слушателями Школы собственной индивидуальной образовательной траектории. Чтобы стать интересным, нужно учиться делать выбор, и умение выбирать должно формироваться с раннего детства – и должна формироваться ответственность за него. Чем точнее ребёнок сможет определиться со своими образовательными целями, тем эффективнее и интереснее для него будет процесс собственного образования, в том числе разных форм обучения. Не ради натаскивания на экзамен, а ради самореализации и удовлетворения здорового любопытства о мироздании и это главное достижение Философской школы за тридцать лет её существования – обучение тому, как делается жизненный выбор. Цифровая реальность стала игроком на поле эволюции. Она становится признаком отбора: если я умею всем этим пользоваться, а не просто на кнопочки нажимать, если по-настоящему разбираюсь – я попадаю в одну категорию людей, если только играть в компьютерные игры, – попадаю в другую. Мы должны уметь размышлять о себе, о мире и о себе как человеке в мире.
После защиты системы работы Хвалынской философской школы на Всемирном философском форуме слушателей школы много раз приглашали участвовать в российских и международных научных мероприятиях. Особенно тесно мы сотрудничаем с родственными по духу организациями – мурманским и новомосковским лицеями – взаимные научные консультации и проекты. Уже пять лет мы и крымчане выступаем на российской конференции «Юность. Наука. Культура – Арктика» в Мурманске, положив начало новой форме дистанционной работы – и, надо сказать, это творческое сотрудничество, инициированное членом Центрального Совета МАН математиком И.А. Черкасовой, очень продуктивно. Как все философы, мы склонны к некоторой интеллектуальной ленце и эстетическому созерцанию; Ирина же Анатольевна, как истинный математик и истинный член Центрального Совета МАН, периодически задает нам взбучку – и мы, огрызаясь и подрыкивая, всё же участвуем во всём вовремя.
Сегодня вообще много – и в разных аудиториях – спорят о том, каким должно быть образование. Ольга Васильева, бывшая министром, тоже пришла к печальному выводу, что в результате реформ в стране есть ЕГЭ, но нет единого образовательного пространства и слаба внутренняя мотивация к образованию. Но внутренняя мотивация к этому самому образованию формируется только на осознанности образовательных целей. У кого образовательные цели есть, замечаний к ЕГЭ нет: это просто не особо сложный (правда, абсолютно бездарный) технологический этап на пути к цели. Другое дело, что тот, у кого образовательные цели есть, предпочитает возможность выбора.
Тот, у кого образовательные цели есть, может их изменить на основании анализа пройденного пути, полученной квалификации, оценки новых внешних условий. Человек, способный критически оценивать обстановку, себя и делать осознанный выбор, будет успешно ставить перед собой новые цели и адаптироваться в стремительно меняющемся и неоднозначном мире. Человеческие, аналитические и творческие умения и качества важно формировать сегодня - как бы ни хотелось нам спокойного, надежного и предсказуемого будущего. Проблема в том, что предсказуемого и спокойного будущего нет – и не будет: 65 % профессий будущего, которыми займутся наши сегодняшние первоклассники, ещё не существуют: и для меня это важно, ведь сегодня первоклассница – моя собственная внучка-гимназёнок.
С того всемирного философского форума, где мы представляли нашу Философскую школу, прошло 13 лет. С тех пор мы развернулись гораздо круче, и всё это – в сторону, диаметрально противоположную ЕГЭ, – в сторону именно научного творчества. Межрегиональное сетевое взаимодействие, Новомосковск, Балаково, Самара, Мурманск, творческое сотрудничество, технические и математические консультации и научное руководство, студенты и собственные кандидаты философских и прочих наук – образовался самостоятельно уже функционирующий, вполне жизнеспособный и – в духе Макаренко! – весёлый и энергичный коллектив (не люблю слова «механизм»), и дело тут вовсе не в философии как таковой. Главное в том, что тысячи детей, прошедшие через него, обучились – думать самостоятельно и жить соответственно собственным убеждениям, и убеждения эти – хороши и красивы ведь главное, чему учит философия – жить самостоятельно и красиво.
Как сложились судьбы и научные и профессиональные пути выпускников, неоднократных лауреатов ЮНК? – удивительно разнообразно, так, как разнообразна и прекрасна сама жизнь. Конечно, многие пошли на философские факультеты: неоднократные лауреаты ЮНК, Ассоль Кампос, Полина Симонян и Дмитрий Суровягин – философы, к.ф.н., преподаватели философии в университетах и академиях; Екатерина Аржанухина и Анастасия Николаева – филологи, Ксения Мищенко – лингвист, Марина Костюк – культуролог, Анна Сергиенко и Олеся Аноприенко – психологи, Эльвира Бахтиярова – социолог, к.с.н., Ирина Шаркова, Наталья Макеева, Маргарита Королева, Найля Ганбаева – экономисты, Анна Серпова и Ирина Летягина – юристы, Ирина – автор ставшей популярной книги о ее путешествии по древнему паломническому маршруту; Дмитрий Шарков – ядерщик, Игорь Радаев - военный, Радик Касымов – полицейский, Илья Беликов, Илья Углов и Денис Киреев – инженеры, Елена Иванова и Антон Шакин – врачи, Екатерина Глубоковских – фармацевт, Олеся Кравченко – кинолог, Максим Кравченко – таможенник, Алексей Парфенов – рекламщик, Олег Львов – ювелир. Список длинен: школе 30 лет, и каждый год несколько человек становились лауреатами.
Ассоль Кампос, ныне доцент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии ФГБОУ ВО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России, к.ф.н., автор многочленных статей и монографии, и Дмитрий Суровягин, преподаватель Саратовской Академии права, к.ф.н, - пятикратные лауреаты конференции; но среди нынешних слушателей Школы есть уже и два шестикратных лауреата – десятиклассники Артем Пахомов и Дарья Толстых. первый набор ФГОС, занимающиеся в Философской школе десятый год. Два последних года подряд Даша уверенно завоевывает золотые медали.
Неоднократно золотоносный лауреат Эвелина Лытунина, многолетний руководитель районного отделения МАН, сегодня учится в Обнинске, в ядерном университете, Кристина Парамонова – студентка Саратовского медуниверситета, будущий педиатр, Родион Ванцев – будущий экономист.
В школе нашей обучаются не только старшие и младшие сестры и братья, пошло уже следующее поколение: Елена Кампос – врач, к.м.н., доцент кафедры туберкулеза Ростовского медуниверситета; ее сын Диего Кампос тоже уже стал лауреатом ЮНК.
Я всегда много выступала на форумах «Образование: взгляд в будущее», написала массу статей, подготовила более сотни призеров ЮНК, пару-тройку тысяч призеров научных конкурсов. Но у нас всегда есть проблемное пространство для дальнейших размышлений. Однажды, придя на занятия (перед этим грозилась выгнать всех, кто не выучил слова «Богемной рапсодии» «Queen», признанной «песней тысячелетия»), я чуть не упала, услышав дружный рев старшеклассников: «Mama, just killed a man…» - так они выражали презрение к проявляемому мною духовному насилию. И я вдруг поняла, что должна сделать: написать книгу о творчестве Фредди Меркьюри, научившем меня жить и работать. И я пишу её – не выгнав ленивых и наглых учеников, а окончательно в них влюбившись, - и получается отлично, вполне в весёлом, умном и нахальном духе хвалынской Философской школы. Так что, не только мы учим наших детей, но и они учат нас – и не менее интенсивно и творчески.
Бесспорно сегодня одно: современному обществу необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной бесстрашно действовать в современном, высокотехнологичном мире знаний и информации. Ибо главным двигателем прогресса на современном этапе развития общества признается комплексный подход «наука-технология-инновация», а современный специалист, работающий в той или иной сфере деятельности, должен обладать ценными знаниями и способностью их применять.
По результатам работы Дом детского творчества «Хвалынский» многократно входил в рейтинг лучших учебных заведений Российской Федерации – и, тем не менее, часто хотелось все бросить и элементарно отдохнуть. Но я приезжала в Обнинск, смотрела в глаза Льва Юрьевича и Татьяны Васильевны Ляшко – и мне становилось стыдно. В приглашении на XXXV конференцию написано: нам очень важно узнать, как конференция отразилась на ваших судьбах. И я хочу сказать, что самое важное, чему я научилась на конференции, у Анатолия Семеновича Романова, Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова и Ольги Григорьевны Панченко, моих научных и нравственных маяков, это – уважать себя, любить науку и – не отступать. Этому же я учу – и, надеюсь, научила - своих учеников. Мне всегда нравился девиз Марка Аврелия – «Moriar stando», «Умру стоя», и конференция ЮНК, в которой я участвую добрых три десятка лет, через которую прошли более сотни моих учеников, мои дочери и где уже стал, с работой по апориям Зенона, лауреатом мой внук, подвела под этот теоретический принцип императора-философа практический базис. Ведь наш Вениамин Каверин написал, надо сказать, не хуже: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Добавить комментарий
Уважаемые посетители! Комментарии модерируются, активные ссылки на сайты не публикуются. Пожалуйста, не тратьте понапрасну свое и наше время на попытку размещения ссылок.

Защитный код
Обновить