Использование различных каналов восприятия при интерпретации фортепианного произведения
ГОЛОЩАПОВА О.В.
преподаватель Института Дополнительного образования АлтГАКИ,
аспирант АГУ, г. Барнаул, Алтайский край
преподаватель Института Дополнительного образования АлтГАКИ,
аспирант АГУ, г. Барнаул, Алтайский край
Понять искусство с позиции исполнителя воли другого человека невозможно, его можно понять только с позиции сотворца, когда ребенок сам будет проходить тот путь, который проходил композитор. Известно, что деятельность исполнителя оценивается, как «вторичное» творчество, поскольку в основе лежит уже готовый художественный продукт творчества композитора.
Вместе с тем эта «вторичность» рождает проблему взаимоотношения интерпретатора и текста музыкального сочинения. Творческий характер деятельности исполнителя проявляется в способности понять замысел композитора, а это значит раскрыть внутреннее, жизненное содержание музыкального текста. Для ребенка слово «интерпретация» переводимо как «метод моделирования художественно-творческого процесса» (Л.В. Школяр), когда школьники ставятся в позицию творца – композитора, художника, писателя, как бы заново создающего произведения искусства для себя и для других людей.
Метод моделирования художественно-творческого процесса есть прохождение пути рождения музыки, воссоздание ее как бы «изнутри» и «проживание» самого момента воссоздания. «Смысл этого метода заключается в том, чтобы вывести наружу то, что «спрятано» за строчками, и превратить это в детские переживания, в действо». Эффективно осуществить этот творческий процесс позволяют разнообразные формы внеклассной работы. Одной из таких форм является участие в музыкальном спектакле не только в качестве артиста, играющего роль, а, главное, в качестве исполнителя на музыкальном инструменте фортепианного произведения, характеризующего сценический образ. Такой прием подачи материала (привлечения элементов других видов искусств), названный доктором искусствоведения Д.К. Кирнарской методом интер-арта в преподавании, дает самые положительные результаты в постижении музыки, активизируя у учащегося его внутренний духовный мир, чувства и мысли. В процессе привлечения других видов искусства у учащегося, как правило, включаются разные каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические), которые позволяют более глубоко прочувствовать и понять содержание музыкального образа, а также усиливают эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребенка. В постановке музыкального спектакля задействованы все учащиеся фортепианного класса.
Согласно совместно написанному сценарию каждый ребенок играет не просто роль, а обязательно исполняет на инструменте музыкальный номер, характеризующий образ персонажа сказки. Обращение к сказочным сюжетам, которые любимы и близки детворе – это уникальная возможность разговаривать с детьми на их языке. Близость к детскому восприятию происходит с помощью сказочной тематики, где решаются сразу несколько задач: возрастные, нравственно-эстетические, мотивационные. Известный советский психолог А. Леонтьев доказал, что восприятие искусства у детей связано перво-наперво с неистребимым, жгучим желанием маленького человека познать окружающий мир. «Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке».
Справедливо отмечал К. Чуковский, что сказка – это «витаминозная, сытная духовная пища, обеспечивающая детям нормальный и правильный умственный рост». Ведь основная цель сказки состоит в том, «чтобы какой угодно ценою воспитать в ребенке человечность», чтобы пробудить и «укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек – не человек».
«Теперь уже считается общепризнанной истина, что сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как ребенок отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость и добро» а доброе и прекрасное объединяется в древнегреческое понятие «калокагатия», которое в сказках применяется для обозначения физического совершенства, душевной силы и нравственной чистоты». Есть мнение, что дети тянутся к солнечному, светлому, они боготворят радужные краски, их отталкивает все негативное, они не способны к восприятию зла, поэтому «ребенку свойственно становиться на сторону добрых героев», а наша задача заключается в создании таких условий, чтобы укрепить в душе ребенка эту идентификацию с положительным героем сказки и неприятие действий отрицательных персонажей. В этом и есть одна из главных задач воспитательного значения сказки, которая заключается в обработке, оформлении, облагораживании, одухотворении человеком среды и самого себя, направленных в сторону чувственного утверждения красоты и отрицания (неприятия) уродства.
В этом случае этическое и эстетическое мыслятся, как органическое единство. «Такое взаимопроникновение двух относительно самостоятельных понятий отражает важнейшую ценностную установку, выработанную исторически развивающимся общественным сознанием, с гуманистической точки зрения прекрасным является то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано морально добрым, если оно внутренне не связано с прекрасным. Именно внутреннее родство, сущностное единство этической и эстетической сфер обусловило смысловую специфику понятия «возвышенное», где этическая и эстетическая оценки явления или поступка выступают нераздельно, слитно». Соответственно, в творческом процессе, при взаимодействии со сказкой, у детей происходит формирование этико-эстетических ценностных установок и ориентаций. Поэтому все чаще в настоящее время к известным и всем любимым детским сказкам обращаются современные композиторы, такие, как Ю. Савельев, И. Парфёнов, В. Коровицин, И. Королькова, А. Лепин, Ж. Металлиди. Время активного приобщения человека к современному искусству – детство. Именно в это время, когда еще не прочно сложились стереотипы музыкального восприятия, дети готовы воспринимать все новое, интересное и неизведанное.
Сценарий музыкальной сказки полностью зависит от материала музыкальных номеров, то есть от характера произведения, его содержания и музыкально-языковых средств выразительности, а сами пьесы подбираются в строгом соответствии избранным либретто. Должна учитываться высокая идейно-художественная значимость произведения, наличие увлекательного драматического действия, подразумевающего динамичность, пластическую конкретность образных характеристик, их драматическую взаимосвязь. Содержание музыкальной сказки «Буратино» вполне соответствуют вышеперечисленным требованиям.
Подготовка музыкального спектакля «Буратино» структурирована следующим образом: а) чтение сказки А. Толстого «Буратино», прослушивание аудиозаписи с этой музыкальной сказкой, просмотр художественного фильма и музыкального спектакля «Буратино»; б) написание сценария; в) распределение ролей музыкальной сказки; г) разучивание фортепианных произведений; д) художественно-сценическое оформление и изготовление костюмов; е) работа над актерским мастерством и сценическим движением.
Первые уроки над спектаклем проводятся фронтально. Детям предлагается отправиться в увлекательное путешествие в волшебный мир музыкальной сказки «Буратино», познакомиться с ее героями и их музыкальными характеристиками. После знакомства со сценарием, педагог распределяет роли, с учетом сложности текстового изложения музыкального произведения. Затем, в качестве домашнего задания, предлагается продумать образ героя и оформить его в словесном, пластическом, графическом и художественном решении. Разучивание на индивидуальных уроках фортепианного репертуара – это процесс музыкально-художественный, где сочетается эмоциональность и логика, когда школьник при усвоении пьесы, проходит весь путь рождения музыки, опираясь на свой музыкальный опыт, воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает, ведет аналитико-конструктивную исследовательскую работу, самостоятельно продумывает и исполнительские трудности и пути их преодоления. Первая ступень восприятия музыкального образа связана, прежде всего, с анализом своего переживания. Учащиеся не путем вербализации, а через активное действие с образом, пластическое интонирование музыки, проходят путь от себя к образу и от образа к себе, как бы, задавая ему вопросы, поэтому, работа над актерским мастерством и сценическим движением занимает особое место в этой деятельности. Игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка. Через пластические возможности своего тела, с помощью жеста и мимики, ученик может выразить характер героя сказки, его образ. Это может быть и небольшой сюжетный этюд, в котором, дети проходят ряд последовательных перевоплощений, требующих совершенно разных по эмоциональному наполнению движений. Пластические образы создаются на основе составленного фортепианного репертуара.
Вхождению в музыкальный образ существенно помогает интонационно-речевая живопись, которая тренируется на речевых упражнениях. Упражнения по культуре и технике речи направлены на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Весь сценарий построен в стихотворной форме. Стихотворный текст, как ритмическая организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию эмоционального фона, творческого воображения, фантазии, учит вести диалог с партнером и пополняет словарный запас.
При такой форме работы ученики становятся исследователями мира музыки. Они не получают музыкальные знания в «готовом» виде, а выводят их в процессе решения разнообразных художественных, творческих и исследовательских задач, то есть развивается их творческая, познавательная и исполнительская деятельность. Принимая активное участие в такой форме деятельности, ученики проходят путь от сотворческого восприятия мира к созидательному воплощению жизненных впечатлений в доступной для них художественной форме. Участие в таких мероприятиях юных музыкантов дает возможность получить яркие музыкальные впечатления, помогает проявить свое творческое начало, активное музицирование, а также почувствовать себя сопричастным к большому искусству.
Предлагаемый ниже сценарий обладает современной идейно-эстетической значимостью, нравственно-этической ценностью, учитывает возрастные, психологические, потребностно-мотивационные особенности младшего школьного возраста.
Сценарий музыкального спектакля «Буратино»
Музыкальный материал: Фортепианные пьесы Д. Кабалевского, И. Парфёнова, Ю. Савельева, И. Корольковой; фортепианный ансамбль В. Коровицина; цикл фортепианных пьес из музыки к кинофильму «Приключения Буратино» А. Лепина. Дополнительный музыкальный материал: фортепианные ансамбли Ж. Металлиди из сюиты «Золотой ключик».
Действующие лица: Буратино, Мальвина, Пьеро, Арлекин, Артемон, Карабас-Барабас, Лиса Алиса, Кот Базилио, Черепаха Тортила, Лягушки.
Картина первая
(Звучит «Вступление» из цикла фортепианных пьес А. Лепина)
Арлекин: Добрый день, дорогие зрители,
Ребята и их родители,
Вы в волшебную сказку попали,
А героев ее узнали?
Кто же главный герой нашей сказки?
Угадайте по подсказке!
Смешной, озорной, длинноносый,
Бумажную курточку носит,
Из дерева сделан мальчишка,
Он с книжкой несется вприпрыжку,
Он в школу опять опоздал –
В театр Карабаса попал.
Как имя его, отвечайте? (Буратино)
Все правильно, вот он, встречайте!
(Звучит фортепианная пьеса А. Лепина «Буратино»)
(Звучит пьеса А. Лепина «Карабас»)
Карабас: Опять непорядок, опять суета,
Вредит дисциплине моя доброта!
Нарушил покой деревянный чурбак,
Тобой растоплю я сегодня очаг.
Буратино: В очаг угодить не могу я никак,
Очаг папы Карло проткнул я вот так.
Карабас: Так, значит, у Карло картина висит,
Пусть папа твой эту картину хранит.
Она закрывает волшебный…(закрывает рот бородой)
Ступай, и пять золотых старику передай.
Постой, лишь найду я от дверки тот ключ,
И стану силен я, и стану могуч.
Буратино: Спасибо, сеньор Карабас,
Был рад погостить я у вас.
Куплю себе торт, мороженое,
Конфет, заварное пирожное,
Куплю шоколад, куплю мармелад
И папе скажу, что он будет богат!
(Звучит фортепианный ансамбль В. Коровицина «Куклы сеньора Карабаса»)
Картина вторая
Арлекин: Что же ищет Карабас-Барабас?
Зло сверкают огоньки его глаз.
Где в каморке папы Карло секрет?
Ах, не знают даже куклы ответ.
А вот мальчуган длинноносый
Решит вам любые вопросы,
Он все хочет знать и уметь
И всюду стремится успеть.
И даже, где нос не дорос,
Старается сунуть свой нос.
Зевая, по улицам ходит,
Себе приключенья находит.
(Занавес открывается, появляются Лиса Алиса и Кот Базилио, ведя за собой под руки Буратино)
(Исполняется фортепианная пьеса А. Лепина «Лиса и Кот»)
Лиса к Буратино: А у тебя есть золотой?
Буратино: Да, он мой.
Лиса: Деньги в землю ты зарой,
Посоли, глаза закрой,
Крекс, пекс, фекс – слова пропой
И иди скорей домой.
Позабудь о золотом
Ведь наутро в месте том
Денег будет в десять,
Нет, в сто раз больше.
Буратино: В чем секрет?
Лиса: Сделать это надо в ночь,
Я могу тебе помочь,
Место знают только двое.
Кот: Подсказать и я не прочь.
(Занавес закрывается)
(Звучит фортепианная пьеса А. Лепина «Погоня»)
(Лиса и Кот уводят за собой под руки Буратино)
Картина третья
Арлекин: Куклы в театре ждут Буратино,
Папа вздыхает, сидит у камина,
А Буратино послушал Лису
И оказался он в темном лесу.
Коварны, хитры и лживы,
Жаждующие наживы
Базилио и Алиса –
Талантливая актриса.
Про поле чудес сочинили,
Мальчишку туда заманили,
Богатство его раскопали,
К сосне самого привязали.
Но сказки не бывает без чудес,
И добрым оказался этот лес.
Совсем недалеко от Буратино
Жила в лесу прекрасная Мальвина.
(Звучит фортепианная пьеса А. Лепина «Мальвина»)
Мальвина: Я слышу песню, мне откроет лес
Дорогу светлую в страну чудес.
И сбудется мечта моя,
С любимым рядом буду я.
(Исполняется «Танец Мальвины» Ю. Савельева).
(Появляется Пьеро)
Пьеро: Мальвина, я давно уже ничего не ел, я сочиняю стихи.
Мальвина: В таком случае, прочитайте свои стихи.
Пьеро: Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя,
Рыдаю, не знаю, куда мне деваться…
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?
Мальвина, как грустно мне жить без тебя,
И пьеса об этом расскажет моя.
(Звучит фортепианная пьеса А. Лепина «Пьеро»)
(И. Парфёнов «Мазурка Мальвины и Пьеро»).
(Появляется Буратино)
Пьеро: Буратино, мы тебя искали,
Городок весь с папой Карло обыскали,
Я увидеть здесь тебя не ожидал.
Где ты был?
Что делал?
Буратино: Я гулял!
Пьеро: Как же школа?
Ты уроки пропускал?
Буратино: На уроках в школе я чихал.
Мальвина: Надо вам немедленно учиться,
В жизни хоть чего-нибудь добиться!
Можно, как Пьеро, поэтом стать,
Чтобы песни чудные писать.
Буратино: Чепуха, мне сказала Лиса,
Что в школе ребята не учатся,
Они там за партами мучаются,
Не буду читать и писать,
Как здорово петь и плясать!
(Звучит «Полька» А. Лепина)
Карабас: Заветная дверь в каморке у Карло,
До цели прекрасной осталось так мало,
Лишь ключик волшебный от двери добыть,
И можно о бедах до смерти забыть.
(Куклы выглядывают и подслушивают)
Я буду Король или Царь, или Шах,
И куклы в моих будут крепких руках.
И деньги рекой будут в руки мне течь,
Но как из болота тот ключик извлечь?
(Куклы подходят к Карабасу)
Карабас: Мои дорогие, сюда же, сюда,
В театре без вас мне сплошная беда.
(Звучит фортепианная пьеса И. Парфёнова «Гавот Буратино»).
(Карабас-Барабас хватает за руки кукол и уводит за занавес).
Арлекин: Не стоит о куклах, друзья, горевать,
Их было кому от злодея спасать.
За шалостью доброе сердце стоит,
Друзей Буратино всегда защитит.
Связал Карабаса хитрец без труда,
Веревкой служила его борода,
В ветвях он конец бороды прищемил,
И злой Карабас, как в капкан, угодил.
Но что это?
Тихая пьеса звучит,
И наш Буратино на пьесу спешит.
(Звучит пьеса И. Парфёнова «Сарабанда Черепахи Тортилы»)
Тортила: Подойди, малыш, поближе,
Я стара и плохо вижу,
Ах, порадуй черепаху
Из заросшего пруда.
На пруду моем лягушки-
Попрыгушки, хохотушки,
Наконец-то человечка
Мне забросила судьба.
Ты, я вижу, добрый малый,
Хоть о жизни знаешь мало,
И твое не знает сердце
Злобы, жадности и лжи.
Ты своей душою чистой
И улыбкою лучистой
Мой таинственный подарок –
Этот ключик заслужил.
Буратино: Это ключик золотой?
Тортила: Да, скорей беги домой
И в каморке папы Карло
Дверь волшебную открой.
(Звучит фортепианная пьеса Д. Кабалевского «Танец Буратино»)
(Занавес закрывается)
Ведущий: Что за дверью было той?
Ключик, тайну нам открой,
Там не стало Карабаса
Со страшной длинной бородой.
Там не знают ни обмана,
Ни печали, ни тоски.
В той стране живут, ребята,
Лишь волшебники одни.
(Звучит пьеса И. Корольковой «Буратино»).