Последние анонсы журналов

Значение музыкальных распевок в формировании речевого развития обучающегося

ЛОПАТИНА З.Н. педагог ДО МБОУ ДОД детско-юношеский центр «Прометей»,
г. Югорск, Ханты-Мансийский АО – Югра

Речь – основное средство общения, основа мышления. Развитие речи – сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходима нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и нормальное развитие органов зубочелюстной системы. В процессе формирования речи различают доречевой и речевой периоды.
Речевые недостатки сказываются на психофизическом развитии ребенка, затрудняют обучение детей в школе. Недоразвитие речи – это аномалия, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: произношения, словарного запаса, грамматического строя, понимания. Проявляется такое нарушение многообразно, так как зависит от локализации и тяжести очага поражения, возраста и состояния ребенка.
Борьба с дефектами речи у детей – актуальная проблема. Распознавание речевых нарушений не представляет особых трудностей. Родители чаще обращают внимание на чистоту звукопроизношения у детей, а нарушения словаря и грамматического строя остаются не всегда замеченными. Считают, что недоразвитие речи может исчезнуть с возрастом, самопроизвольно. Однако такое ожидание не всегда оправдывается. Речевые дефекты нередко с возрастом лишь закрепляются. 
Процесс преодоления речевых нарушений трудный и продолжительный. Вы можете подумать, где связь между пением и развитием речи у детей? А связь очень тесная, ведь пение, как активная исполнительская музыкальная деятельность, способствует избавлению от дефектов речи. 
В работе по пению с детьми следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы в раннем возрасте еще не совсем сформированы и певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, именно поэтому большое внимание необходимо уделять распеванию. К распевкам относится разучивание упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формирование чистоты интонации и расширению диапазона голоса. В детском возрасте тембр голоса очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, что мешает пению. Систематическое использование распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. 
Огромную роль в звукообразовании играет правильное певческое дыхание. С целью закрепления правильного дыхания с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания с обязательной паузой после вдоха: 
  • Вдох и выдох через нос;
  • Вдох через нос, выдох через рот;
  • Вдох через рот, выдох через нос;
  • Вдох и выдох через рот.
Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без этой опоры. 
Следующие упражнения:
Упражнение «Поем песенку» 
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.)
Упражнение «Немое кино»
Педагог показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
Упражнение «Топор»
Ребенку предлагается поставить ноги на ширине плеч, сцепив пальцы рук замком и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух!» на длительном выдохе.
Упражнение «Толстяк» (картинка-образ – мальчик с надутыми щеками)
Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.
Упражнение «Ворона»
Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».
Также одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков является подвижность и точность движения языка. В образовании звуков принимают участие различные части языка: кончик, передняя часть, спинка или корень языка. Задача сводится к тому, чтобы сделать все указанные части языка подвижно-активными, работу всего языка – свободной и вместе с тем экономной, упруго-точной, ювелирно-выверенной. 
Для этого можно использовать следующие упражнения:
Для тренировки мышц языка
Упр. 1. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка – у нижних передних резцов.
На счет «раз» кончик языка поднимается к основанию верхних передних зубов; на «два» – язык опускается в исходное положение (кончик упирается в нижние резцы); на «три» – кончик поднимается к альвеолам; на «четыре» – язык в исходное положение; на «пять» – кончик языка за альвеолами; на «шесть» – исходное положение.
Упр. 2. На счет «раз» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в «уздечке», затем вернуть его в исходное положение.
Упражнения, помогающие устранить недостатки в работе языка
Упр. 3. Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд сочетание БЯ.
Упр. 4. Быстрым движением высунуть язык, затем подтянуть его за зубы и произнести сочетание АС.
Тренировка произношения гласных и согласных звуков
Упр. 5. Беззвучное произношение гласных на «теплом выдохе», затем то же самое – вслух. «Теплый выдох» представляется, как постепенное выдыхание воздуха теплой струей. При этом он производится замедленно, как бы «растянутой» гласной. Поднеся ладонь ко рту, можно ощутить тепло. Вдох перед упражнением берется быстро коротко, носом. Вслух звуки произносятся слитно, на одном дыхании.
Упр. 6. Произносить каждый звук в вышеуказанном порядке в сочетании с гласным А сначала беззвучно, потом – вслух. При беззвучном произношении на состоянии «теплого выдоха» вдох производится после каждой пары гласных:
И – А, Э – А, О – А, У – А, Ы – А.
Е – А, Я – А, Ё – А, Ю – А.
Упр. 7. Произносить «взрывные» согласные: Б – П, В – Ф, Д – Т, Г – К.
Например: би – бэ – ба – бо – бу – бы
Бе – бя – бё – бю. 
Работа над скороговорками преследует важную цель – научить легко, непринужденно преодолевать встречающиеся в речи дикционные трудности, сложные звукосочетания. Начинать работу над скороговорками так же, как и над согласными, надо в медленном темпе. Нельзя бессмысленно «пробалтывать» текст в пространство, в «никуда». 
Очень полезно поначалу тренироваться в беззвучном произношении скороговорки в медленном темпе. Потом темп постепенно ускорять и выговаривать текст вслух.
Тренировка согласных: Б – П, В – Ф, Д – Т, Г – К, Х
Добыл бобов бобыль.
Бык топогуб, топогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Тренировка согласных: Л, М, Н, Р.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Не желала мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова посреди двора.
Тренировка согласных: С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Использование упражнений, должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей, путем стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности. 
Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.
В работе с упражнениями большое значение имеет повторение материала. Это способствует выработке навыков чистого произношения, развивает музыкальную память. Повтор имеет большое значение не только для прочного удержания в памяти слуховых и мышечных ощущений, но и для упражнения соответствующих мышц. Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует развитию музыкальных способностей, устранению речевых недостатков, положительно влияет на общее развитие ребенка.
 
Добавить комментарий
Уважаемые посетители! Комментарии модерируются, активные ссылки на сайты не публикуются. Пожалуйста, не тратьте понапрасну свое и наше время на попытку размещения ссылок.

Защитный код
Обновить